Зульфия Раупова: «Музыка – это таинство…»

Музыка Зульфии Рауповой подкупает искренностью высказывания, тончайшим лиризмом, сменяющимся трагическими эпизодами из истории булгар и колоритными жанровыми картинами народной жизни. Раупова – автор сказочно-эпической оперы «Ак Буре» («Белый Волк») на либретто Рузаля Мухаметшина, симфонических картин «Золотой храм», «Явление Сююмбике», камерной симфонии, киномузыки. Произведения исполняются в России, Англии, Дании, Израиле и Хорватии.

С 2004 года Раупова – член Союза композиторов России и Татарстана. За вклад в сохранение самобытности и единства народов России награждена медалью «Ассамблея народов России».

8 ноября в Москве состоялось учредительное заседание российской общественной организации «Землячество Татарстана», в ходе которого президент Республики Татарстан Рустам Минниханов вручил благодарственное письмо композитору Зульфие Рауповой. Зульфия рассказала читателям «Идели» о долгом пути к любимой профессии, о музыке из радиоточки, о тотемном животном предков и о том, кто переворачивает ноты в ее семье.

 Зульфия, с чего началась ваша жизнь в музыке?

Учиться музыке было моей огромной детской мечтой. Я неоднократно проходила конкурсный отбор в музыкальную школу, но по разным причинам встреча с музыкой откладывалась. Однажды от соседской девочки я узнала, что она готовится к прослушиванию в детскую музыкальную студию при музыкальном училище, которое находилось совсем недалеко от дома. Мы тогда жили в Альметьевске. Мне было восемь лет… Я самостоятельно подготовила две песни, которые выучила с пластинок, и в итоге была зачислена в первый класс музыкальной студии. Родители были приятно удивлены моим рвением и проявленной самостоятельностью, но покупать инструмент не спешили. Хотели удостовериться, что увлечение музыкой – не очередная прихоть… Сначала инструмент взяли напрокат, а через какое-то время приобрели долгожданное фортепиано.

Первую пьесу я написала в восемь лет, в ней отражены мои детские представления о Великой Отечественной войне. Пьеса была с большим успехом исполнена на родительском собрании в актовом зале музыкального училища, именно тогда я интуитивно почувствовала, что сочинение музыки станет моим будущим призванием.

После пятилетнего курса обучения в студии я продолжила образование в детской музыкальной школе №1. Дальще были четыре года учёбы на теоретическом отделении Альметьевского музыкального училища, композиторский факультет Казанской консерватории, а затем и аспирантура. Моим педагогом по специальности был профессор Анатолий Борисович Луппов. Поступить в консерваторию было непросто: мне пришлось четыре раза сдавать вступительные экзамены, прежде чем я стала счастливой студенткой бюджетного отделения композиторского факультета.

Окончив консерваторию, я поняла, что путь композитора для меня только начинается… Постоянное изучение партитур и знакомство с ранее незнакомой музыкой стали постепенно приближать меня к избранной профессии.

— Родители  стимулировали ваш интерес к музыке?

От музыки они далеки. Тем не менее, в их лице я нашла надёжный тыл и мощную группу поддержки, которая помогала мне в непростом пути «завоевания» консерватории.

— Под воздействием каких факторов формировался ваш музыкальный вкус в годы учебы? Какая музыка увлекала вас?

Я любила слушать радио. Тогда радиоточка, сейчас уже никому не нужная, была источником информации и детской радости. Два произведения, которые я услышала ещё маленькой девочкой, потрясли меня до глубины души: «Па-де-де» из «Щелкунчика» Чайковского и балет «Шурале» Фарида Яруллина. И сейчас эта музыка мне дорога… Любовь к творчеству Фарида Яруллина осталась на всю жизнь. В музыкальной школе я обожала музыкальную литературу. До сих пор с огромной любовью и благодарностью вспоминаю уроки Люции Галимзяновны Сабировой. Знакомство с каждой новой оперой было для меня событием. Наверное, еще тогда я и влюбилась в этот жанр, даже не подозревая о том, что спустя годы сама стану автором оперы. В музыкальном училище нашим куратором была замечательный педагог Ирина Викторовна Цилина. Соприкосновение с музыкой великих композиторов давало огромную пищу для размышлений. Мне нравилась музыка разная – от барокко до авангарда, тогда это был период активного изучения и знакомства с музыкой во всём её стилевом многообразии. Позже появились любимые композиторы и течения.

— Часто ли вас посещает озарение и что стимулирует минуты вдохновения? В чем находите вдохновение для творчества?

Меня вдохновляют, свежие впечатления, общение с интересными людьми, чтение хорошей литературы. Порой случаются вспышки озарения, в такие минуты чувствуешь себя абсолютно счастливой.

—  Как создается музыка? Какова ваша творческая мотивация? 

Создавая музыку по заказу, к определённому сроку, я сразу ограничиваю себя временными рамками. Начинаю собирать материалы, накидываю темы, выстраиваю форму, обдумываю драматургический план, пытаюсь обрисовать себе общую канву сочинения. Далее происходит поэтапная детальная работа с темами, их развитием, музыкальной формой, фактурой, оркестровкой. Имея готовый конкретный музыкальный материал, собираю его в единое целое в определенной конструкции.

В случаях, не связанных с жёсткими сроками, предоставляю себе большую свободу.

Музыка приходит ко мне по-разному: иногда естественно и легко, порой, мучительно и трудно. Длительность процесса подготовки музыкального материала протекает всегда индивидуально, в зависимости от самого сочинения. Одновременно с работой над музыкальным материалом начинают вырисовываться жанровые признаки.

— Какие темы и образы привлекают вас? Откуда берется та или иная идея, инициирующая будущую концепцию музыкального сочинения?

Меня всегда влекло к историческим темам и персонам. Всё, что связано с народным творчеством, мифами, легендами, преданиями, также вызывает огромный интерес. Особенно привлекает древний пласт татарской музыкальной культуры. Мне всегда интересно узнать что-то новое об историческом и культурном наследии своего народа, прикоснуться к прошлому…

— До исполнения нового сочинения есть ли у вас уверенность, что оно состоялось?

 Как правило, да. Чувствуешь, насколько удалось реализовать задуманное. В первую очередь, полагаюсь на собственное мнение и ощущения после завершения нового сочинения. Вдвойне приятно, когда мнение публики и коллег-музыкантов совпадает с твоими собственными ощущениями.

— Как вы преодолеваете кризисные моменты в творчестве?

Пополняю запас впечатлений: читаю, слушаю, размышляю, обдумываю… Не воспринимаю кризисные моменты как трагедию, считаю, что это естественный этап становления творческой эволюции.

— Ощущаете ли вы «зов крови» в музыке? Близки ли вам национальные музыкальные традиции татарского народа? Как они обогащают ваше творчество? В какой форме и на каком уровне традиционное мышление взаимодействует с авторским?

 Вся моя музыка глубоко национальна, в каждом моём произведении присутствует национальный колорит. Живя в Москве, продолжаю чувствовать себя национальным композитором и думаю, что во всём стилевом многообразии современной музыки, именно национальный компонент помогает обрести свой неповторимый стиль и почерк.

Мифы, легенды и предания привлекают, в первую очередь, своей архаикой. Этот древний пласт народного творчества настолько самобытен и первозданен, таит в себе неиссякаемый источник народной мудрости, традиций, истории и культуры, что представляет огромный интерес и богатый потенциал для авторского прочтения.

— И все-таки, чем вас привлекает именно опера?

Демократичностью, возможностью напрямую общаться со слушателями. Другой вопрос – как общаться со слушателями, как сделать так, чтобы музыка оперы была интересна и профессионалам, и неискушённому зрителю?

Сейчас всё чаще бытует мнение о том, что опера – умирающий жанр. Думаю, что это не так…Опера – настолько многогранный жанр, синтезирующий в себе черты разных видов искусств, что интерес к ней постоянен. Другое дело, что прошли те времена, когда на следующий день после премьеры распевались арии и запомнившиеся мелодии.

— Что предшествовало созданию вашей оперы?

Опера «Ак Буре» («Белый волк») написана по заказу художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра Татарстана Александра Сладковского. Мне была предоставлена полная свобода в выборе сюжета и либреттиста. Читая своим детям сказки, совершенно случайно наткнулась на татарскую народную сказку «Ак Буре», которая настолько поразила меня, что в конечном итоге легла в основу либретто оперы (автором либретто стал замечательный молодой поэт Рузаль Мухаметшин). Белый Волк – это тотемное животное наших предков, являлся покровителем и защитником рода, олицетворял собой Дух Предков. Лично для меня, образ Белого Волка стал проводником между прошлым и будущим. В последнем монологе этого персонажа в финале оперы есть обращение к новому поколению…

—  А какие еще собственные сочинения являются для вас знаковыми?

— Помимо оперы «Ак Буре», это симфоническая поэма «Явление Сююмбике», симфоническая картина «Золотой Храм» (по одноименному роману японского писателя Юкио Мисимы). Из камерной музыки: «Incognito» для виолончели и фортепиано, «Tango pentatoniko» для двух роялей (своеобразный сплав пентатоники и аргентинского танго).

— Когда же пришло осознание собственного индивидуального стиля и в каких сочинениях?

 Наверное, в годы учёбы в аспирантуре что-то стало по-настоящему удаваться.

Первое моё произведение, где мне удалось нащупать собственный стиль – это симфоническая поэма «Явление Сююмбике» (2004). Поэма была исполнена с большим успехом на Всероссийском фестивале «Молодёжные Академии России» симфоническим оркестром Московской филармонии (дирижёр – Александр Сладковский) в Москве, Казани и Екатеринбурге. За это сочинение в 2004 году я была награждена медалью «Ассамблея народов России» за большой вклад в сохранение самобытности и единства народов Российской Федерации. Успех этого сочинения окрылил меня и вдохновил на дальнейшее сочинение музыки.

—  Читателям будет интересно узнать о вашей личной жизни. Ваш супруг – пианист Рустем Кудояров. Как произошла встреча с ним? Вошли ли в его репертуар ваши композиции?

 Наша встреча была совершенно случайной. Мы оба были участниками Фестиваля современной музыки «Европа-Азия». Так получилось, что мы участвовали в одном концерте, играли практически друг за другом. Мне нужна была помощь в перевороте страниц, и Рустем оказался тем самым человеком, который мне эту помощь любезно оказал… С тех самых пор, вот уже десять лет, мы периодически переворачиваем ноты на концертах друг друга… В репертуаре Рустема есть две мои пьесы. Это «Incognito» для виолончели и фортепиано и ««Tango pentatoniko» для двух фортепиано, которую, мы не раз исполняли вместе.

—  Расскажите подробнее о семье, о муже, его исполнительской деятельности. Как удается совмещать сочинительство с воспитанием детей? Мы знаем, у вас растут два чудных ребенка – девочка и мальчик…

Наша семья – музыкальная. Рустем совмещает концертную деятельность с преподаванием в Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Дочь Альбина учится в первом классе музыкальной школы, так называемой «Мерзляковке», по классу фортепиано и композиции, сыну Тимуру скоро исполнится три года.

Конечно, совмещать творчество и семейные обязанности непросто, учитывая то обстоятельство, что дети ещё малы и постоянно нуждаются в маминой опеке. Но ведь никто и не говорил, что будет легко…

Живу в Москве вот уже девять лет, постепенно расширяется круг музыкальных знакомств, моя музыка звучит, есть интересные предложения и заказы…

— Расскажите, пожалуйста, о вашем участии в культурной жизни Москвы.

— В Москве моя музыка исполняется на различных фестивалях и концертах.
Отдельно хочется сказать о тесном контакте и сотрудничестве с татарскими общественными организациями.

Благодаря поддержке Полномочного Представительства Татарстана в Москве и Министерства культуры Татарстана в рамках проведения
«Дней Татарстана в Москве»  в Театральном зале ММДМ состоялась моя московская премьера оперы.

Для московских слушателей, этнических татар, это стало знаковым событием.

Очень благоприятно складываются взаимоотношения с татарским культурным древнейшим центром Москвы — домом Асадуллаева.
По возможности, я принимаю участие в различных культурных мероприятиях, связанных с Татарстаном, также на 2015 год запланирован мой творческий вечер.
Есть уже готовые проекты, которые я, надеюсь, в ближайшем будущем будут реализованы.

—  Что вы чувствовали, получая награду из рук Президента?

Вручение благодарственного письма Президента РТ в Москве стало для меня приятным неожиданным сюрпризом.
Чувство, что твое творчество знают и ценят, очень вдохновляет!

— И напоследок – что же все-таки для вас музыка?

— Это таинство, к которому мы, композиторы, имеем счастье быть сопричастными. Само рождение её подобно рождению ребёнка, ведь, как и душа человека, она приходит из ниоткуда…

Оставить комментарий