«ЖЕРТВА СТИХИИ» ИЛИ «НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ»

«Каков он, настоящий ислам?» – в декабре прошлого года на эту тему рассуждали имамы на всероссийских курсах. Неудивительно: семьдесят лет вынужденного атеизма сказались на понимании сути ислама и тонкостей его учения. Я – сугубо светский человек. Оба моих деда были муллами. Но мне хотелось бы поговорить не о них, а о своём прадеде, о его общественной деятельности, о взглядах на мусульманское учение.

С неразберихой при толковании Корана столкнулись ещё в прошлом веке, в самом его начале, когда стало возможным трактовать суры, кому как в голову взбредет и кому как выгодно. Это привело, в конечном счёте, к экстремизму и терроризму, потере нравственных ценностей, устоев общества. Уважение к старшим, целомудрие стали считаться устаревшими понятиями. Об этом сказал в своём выступлении Рустам Минниханов. Слова президента срезонировали с моими переживаниями по по- воду событий, происходящих в мире. Остаётся надеяться, что благоразумие восторжествует и в мире воцарятся благополучие и процветание.

«ЖИТЬ НАСТОЯЩИМ, А НЕ ВОРОШИТЬ ПРОШЛОЕ»

Эти слова мне не раз довелось услышать с тех пор, как я занялась изучением своей родословной. Согласна, что жить надо настоящим и думать о будущем. Однако, не учитывая уроков прошлого, мы вновь и вновь будем повторять ошибки, которые совершили и мы, и отцы наши, и деды, и прадеды. Без прошлого нет будущего. В прошлом и было брошено зерно, которое взошло в настоящем и даст плоды в будущем.

Желая изучать наследие своих именитых предков, я отправилась в отдел редких рукописей и книг научной библиотеки им. Лобачевского при КФУ. Узнав, что я интересуюсь архивом Ишмухамета Динмухаметова, сотрудница отдела Раиса Гамировна Шарафеева с большим интересом отнеслась ко мне и моей статье, которую я собиралась написать и посвятить моему прадеду. Оказалось, что Раиса Шарафеева недавно написала о Хасан-Гата Габаши – религиозном и общественном деятеле. Именно в тот момент ей принесли экземпляр только что выпущенного журнала. В какой момент? Когда они встретились в библиотеке? Надо же было случиться встрече двух библиографов идеологических оппонентов через сто лет после их жарких споров!

Ситуация символичная: почему мы обе подняли проблемы давно ушедших дней? Совсем не для того, чтобы возобновить полемику, а затем, что- бы напомнить о несправедливо забытых сынах своего народа.

НАШИ КОРНИ, НАША ИСТОРИЯ

На дворе XXI век. Мир потряс исламский экстремизм. Страх проникает в наши сердца. Как мог возникнуть ИГИЛ? Ответ на этот вопрос могут дать учёные, изучающие историю религии, в частности ислам. Корни экстремизма уходят во времена, когда начали возникать первые споры между поборниками кадимизма (традиционного ислама, его патриархальной составляющей) и джадидизма (прогрессивное веяние, несущее множество трансформаций в ислам). Мой прадед жил при возникновении этих споров. Имя его – Ишмухамет Динмухаметов, известен как Ишми Ишан. Родился он в 1849 году. Жил в непростое время: три русские революции, первая мировая и гражданская войны. Будучи человеком состоя- тельным, он занимался благотворительностью, открывал и содержал школы. Изучая свою родословную, я познакомилась с наследием прадеда. Ишмухамет Динмухаметов являлся верховным лидером кадимизма.

Было время, когда его учение подвергалось нападкам за консерватизм и патриархальность, за приверженность традиционным догмам ислама. В советское время его клеймили за ста- рорежимность и косность. Но в начале ХХ века его трактовка правил шариата имела большое влияние на умы людей, так как Ишми Ишан был известным философом, теологом, религиозным и общественным деятелем в дореволюционном Татарстане. С его мнением считались. Он был членом государственной Думы, мыслил как государственный человек, радевший о благе общества. Дума рассматривала его предложения по социальному обустройству общества. Некоторые из брошюр Ишми Ишана сохранились. В них говорится о правилах Шариата, о вреде курения, о полемике сторонников кадимизма и его противников – джадистов.

Умолчу о страшной участи, постигшей Ишмухамета Динмухаметова в 1919 году. Мыслителя не стало в возрасте 77-ми лет. А в конце прошлого века не стало и дома, в котором он жил и в котором когда-то было медресе, где Ишми Ишан воспитывал последователей традиционого ислама.

К месту, где раньше стоял его дом (деревня Тюнтер Балтасинского района Татарстана), приходят люди и обращаются с молит- вой к Аллаху: дома шейхов у мусульман принято считать местом паломничества.

ПРОВИДЕЦ ИШМИ ИШАН

Теперь очевидно, что Ишми Ишан был провидцем, предостерегающим грядущие поколения от опасностей, которые стали следствием искажения догм ислама. Сейчас мы видим, во что вылились те «прогрессивные» новшества, которые осуждал мой прадед. Неужели он мог предвидеть опутавший нашу Землю в XXI веке радикальный ислам с его экстремизмом на Ближнем Востоке и терроризм? Дед был образованным человеком (обучался в Бухаре). Ишми Ишан действительно знал о ваххабитском движении, существовавшем уже в XVIII веке. Именно оттуда идёт опасность, которую вооруженные джихадисты несут в мир сейчас.

К несчастью, революция 1917 года не только физически уничтожила великого мыслителя, но и развеяла его учение, оставив в истории только упоминание о старорежимном патриархальном консерваторе, враге всего нового. С запретом арабской графики советское правительство свело на нет учения великих деятелей прошлого, наших предков. Кто знает, может, увещевания Ишми Ишана были бы услышаны теми, кто размышлял о будущем ислама. Но, к сожалению, вместе с введением декрета о замене арабской графики на латиницу многие труды наших предков, их письмена и документы ста- рины стали для нас тайнописью. Этот драматический момент нашей истории привёл к утрате многих ценностей. Можно сказать, мы потеряли память.

Память о своей интеллигенции, общественных деятелях, о своих достижениях, свершениях и победах за 1000 лет существования арабской графики на территории нынешнего Татарстана. Да и не до религиозных споров было в атеистической стране. Хотя, кто знает, возможно, труды Ишми Ишана не пропали да- ром. Ведь у него было немало последователей. Кадимизм имел своё развитие и всегда противостоял любому манипулированию учением пророка Мухамеда. Тем не менее, джадизм укрепился и получил своё развитие во всё более изменяющемся мире. К чему же привела приверженность свобод- ной интерпретации Корана некоторых представителей мусульманского мира? В мусульманстве множество течений, среди которых есть и радикальные. Теперь пожинаем плоды вольностей, появившихся в интерпретации догм ислама. Это «чудовища», уничтожающие жизнь на Земле: Аль Кайда, фронт Ан-Нусра, Игил.

Наш именитый предок остался честен перед собой и своими учениками и последователями, был верен своим убеждениям и отдал жизнь за них. Он предупреждал: трансформация ислама к хорошему не приведёт. Только диву даёшься, насколько дальновиден был Ишми Ишан, когда боролся с излишней либеральностью за- рождавшихся направлений ислама. Посмотрите, сколько жизней унёс радикальный ислам с его «священными войнами» и как трудно и почти невозможно бороться сейчас с терроризмом, истоки которого лежат в тех, ещё только зарождавшихся «прогрессивных» течениях в мусульманском мире. Каким умом и прозорливостью надо обладать, чтобы ещё в самом начале ХХ века предостерегать человечество от ошибок, которые дали о себе знать через сто лет! Помимо того, что Ишмухамет Динмухаметов предостерегал человечество и боролся с «левыми», он занимался воспитанием молодого поколения (вышеупомянутое медресе).

Наставления Ишми Ишана оказывали положительное влияние на нравственность людей, внимавших его проповедям. Но, как говорится, нет пророка в своём отечестве. Живя в эпоху перемен и крушения традиций, Ишмухамет Динмухаметов осознавал, что любые изменения, особенно революционные, влекут за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Все беды он видел во влиянии Запада на жизнь татарского народа. Учёный протестовал против влияния европейской и турецкой моды в одежде, языке, поведении, нравах, образовании и искусстве. Это были веяния времени, на которые он не мог повлиять. Но он оставался нетерпимым к их проявлениям.

Непостижимым образом «враг все- го нового» смог дать хорошее образование и воспитать прогрессивно мыслящих детей. Его собственные дети стали учителями, разработали новшества для школьной программы. Труды по педагогике и методике Габдельхая Динмухаметова (педагог, методист, журналист, литератор) по сей день хранятся в библиотеке им. Лобачевского. После Октябрьской революции, когда кадимизм был отменён, Габдельхай предлагал ввести в образовательный процесс уроки рисования, физкультуры, труда, открывал новые школы, привлекал учителей. Вместе с братом Нурлыгаяном организовал в Малмыже журнал «Якты юл». Но это было уже новое поколение, которому потом и кровью предстояло искупать «грехи» своих предков. Ишмухамет Динмухаметов стал жертвой стихии, называемой революцией. Ишми Ишан был не в силах повлиять на ход событий в революционном Татарстане. Но на высказывание своего мнения право имел. За что и поплатился жизнью.

Потрясения, которые случились в ХХ веке, не могли не отразиться на жизни нашего на- рода, его нравственных качествах. Распущенность, алкоголизм и наркомания уничтожают нашу молодёжь физически, хотя всё это так не вяжется с татарским народом. Всему этому не было места в нашей жизни, если бы люди почтительно относились к учениям таких, как Ишми Ишан. Он заботился о чистоте религии, проповедующей высокую нравственность и человеколюбие ради нашей с вами счастливой и спокойной жизни. Отрадно сознавать, что взоры тех, кто исповедует ислам в наши дни, направлены на необходимость изучения наследия славных представителей дор е в о л ю ц и о н н о г о мусульманского Татарстана. Об этом говорит решение нашего правительства о создании Болгарской исламской академии, которая ставит своей задачей возрождение богословских традиций истинного ислама.

Оставить комментарий