XII Международный фестиваль мусульманского кино: как это было

Вот уже несколько лет Казань является площадкой, на которой проходит столь грандиозный фестиваль. Не только журналисты и люди, имеющие прямое отношение к кино и театру имели возможность посещать конкурсные и внеконкурсные показы фильмов (а их всего 60!) — любой желающий мог прийти и прочувствовать атмосферу самого молодого вида искусства, подаренного нам братьями Люмьер.

220575-innerresized600-600-1

 

Помимо прочих стран-участников (а всего их было 33), отрадно было видеть в программке имена молодых русских режиссеров, каждый из которых самовыражался своей историей — искал, пытался выразительными средствами кино донести до зрителя мысль, и у многих это блестяще получилось! Все это не может не радовать: быть участником КМФМК год от года становится все почетнее, все больше заявок поступает (в этом году было прислано 700 фильмов из 50 стран мира), ну а бальзамом на душу стало то, что у творческих людей всё ещё есть потребность снимать кино: пишутся живые, проникновенные драматургические истории, которые воплощаются на экране. Люди хотят заниматься, вернее отдаваться профессии режиссёра, оператора, драматурга, актёра, осветителя, гримера…  Не секрет, что это даже не профессия, но образ жизни.

Безликий Великий

XII Казанский международный фестиваль мусульманского кино открылся грандиозным фильмом режиссера Маджида Маджиди «Мухаммад — посланник Всевышнего» (Иран, 2015). Я смотрела его воскресным вечером в кинотеатре «Мир» — чудесном, атмосферном кинотеатре, где кроме кинотеатре ничего больше нет. В «Мире» фильмы воспринимаются по особенному, не так как в многочисленных залах огромных торговых центров. И для первого показа фильма о Пророке нельзя было найти лучшего места. Трехчасовая трогательная история прошла на одном дыхании. Что тут скажешь — фильм грандиозен. Великолепная операторская работа, отличный пример того, когда способ съемки является еще и частью драматургии.

afisha-1-e1453823889602

 

По-моему, прекрасна воссоздана эпоха. Великолепные костюмы, грим актеров, роскошные, пышные бороды мужиков, а какие у всех глаза! Как режиссер мог добиться правдоподобия? Если это ненавидящие друг друга мужчины — глаза их так и горят ненавистью, если несчастные кормилицы, ищущие, какого младенца бы приложить к своей молочной груди, глаза их выражают отчаяние и усталость. Выразительные лица, что у мужчин, что у женщин, прекрасные, благородные черты.

Конечно, фильм о Великом Пророке предполагает и пафос, и в фильме Маджиди без пафоса не обошлось. Однако, использован он к месту, историю о пророке исполнил художник, который умеет обращаться со штампами и приемами. К примеру, великолепно снята массовая сцена, когда тысячи слонов вдруг встали на входе в Каабу. Никто не в силах был их сдвинуть. Слоны трубили, становились на дыбы, но границу не пересекли. Чтобы усилить эффект был написан и санудтрек, он торжественно грохотал. Как бы ни ругали все эти приемы, а они работают!

Великолепна сцена с тысячами, нет миллионами птиц, которые несут в своих клювах по  маленькому камешку, и, настигнув войско с бунтующими слонами, сбрасывают камни и таким образом, войско оказывается под каменным градом, воины ранены, кто-то и смертельно.

В положенный срок овдовевшая Амина производит на свет мальчика. Происходит прославление младенца. Как водится, всё святое всегда в белом и подсвечивается особым теплым светом. У Амины нет молока, а грудь кормилиц Мухаммад не берет. К тому же он не плачет, как другие младенцы… И вот однажды верблюд семьи Саадия сбежав от ножа мясника, укрывается во дворе Амины. Его оттуда пытается вывести Халима, но верблюд не идет. Тогда Амина предлагает Халиме пройти в дом, поесть и отдохнуть. Халима кладет своего ребенка на кровать и подходит к колыбели с Мухаммадом. Берет его и прикладывает к груди. Наконец, Мухаммад берет грудь. Амина плачет от счастья, а Халима признается, что у ней молока почти совсем не было, но как только Мухаммад взял ее грудь, она вся стала молоком.

Слишком много, на мой взгляд, было «святого света», когда снимали младенца: и на горе, когда он только родился, и в колыбели… Но я понимаю, почему режиссер пошел на это — как еще можно показать святость, чистоту Пророка?

Диалоги сложны для произношения, возможно и для восприятия зрителем. Актерам, вероятно, пришлось потрудиться, чтобы сделать речь, прописанную в сценарии, «своей», «живой». В речах звучит глубина мысли, излагают ее красивыми, небесными словами. Очень хотелось бы увидеть этот фильм дублированным, чтобы не читать субтитры, но слышать голос!

Очень красиво снята сцена сбора фруктов: дети собирают фрукты, опрокидывают свои корзины в ручей, по воде фрукты плывут в небольшой круглый резервуар с водой, где многочисленные женщины омывают их и складывают в большие блюда и корзины. И во всем этом невероятная чистота, богатство, благодать, так и хочется вместе с теми женщинами омывать яблоки, и находиться в такой непосредственной близости от пророка Мухаммада, который всем несет добро и благость.

Еще одно чудо — исцеление совершил Мухаммад, когда воскресил свою кормилицу Халиму. Язычники отпевали ее по своим древним обычаям, а мальчик смахнул со лба покойницы камень, рванул с груди обрядовые четки, ожерелья, коснулся ее руки, и Халима открыла глаза.

Авторы фильма не дерзнули показать лик святого. И это правильно. Художественных открытий в плане операторского искусства фильм, скорее всего, не делает — все в лучших традициях голливудской «школы»: но все приемы использованы грамотно, к месту. Фильм очень затратный, коммерческий, но он высокохудожественный. Эта история имеет самое прямое отношение к искусству кино.

 Военно-художественный страх и невероятная нежность

В этом году я решила обратить особое внимание на анимацию. Это огромный труд, анимация — это особое искусство и главное, как мне кажется, мультипликация — занятие для молодежи. Режиссеры, которые были представлены в этом году в данной номинации КМФМК — молодые люди и девушки, и это стало еще одной причиной обратить особое внимание на данную номинацию.

Программа анимационных фильмов проходила в кинотеатре «Родина» 6 сентября. Я взяла с собой дочку (7 лет) и во время просмотра наблюдала за ее реакцией тоже. Она особо отметила работу «Долесу» (который, как стало известно позже, стала победителем), и остальные мультфильмы тоже смотрела с удовольствием.

Изменяя мир 

a-voronin-izmenyaya-mir

Мультфильм «Изменяя мир» украинского режиссера Алексея Воронина рассказывает об открытии ученым лекарства от всех болезней. Мальчик, который лишился матери, лекарство то крадет, идет на могилу, проливает его туда, и мать вновь с ним. И в финале автор письменно дал основную мысль своего фильма: «Изменяя мир к лучшему, мы должны изменить сознание людей, иначе любое полезное изобретение будет обращено в оружие». По-моему, немного беспомощный ход — вот так «в лоб» сообщить главную сверхзадачу фильма, но автору виднее.

Алексей родился в городе Мариуполе, получает специальность «Компьютерные науки». Помимо кино и мультипликации занимается писательской и актерской деятельностью. Три года назад, во время работы над дипломным проектом понял, что любит делать мультфильмы. Суть его диплома-мультфильма была в том, что Алексей создал интерактивную игру для детей, которая в юмористической форме обучала бы их основам математики.

Мультфильм «Изменяя мир», представленный в этом году на КМФМК — реакция Алексея на трагедию, которая произошла в Мариуполе — несколько снарядов попало на рынок Восточный, и много людей погибло. Алексей в своем мультфильме затронул темы духовности, ведь не изобретения меняют мир к лучшему или к худшему, а сами люди, их духовность или бездуховность. С работой «Изменяя мир» молодой режиссер Воронин занимал призовые места в международных фестивалях «КиТЫ» и «Золотой цыпленок». Его новые работы «Лавочка» и «Через 111 лет» активно участвуют в различных фестивалях. «Через 111 лет» и «Изменяя мир» в 2016 году вошли в число тридцати финалистов крупнейшего фестиваля короткометражек в Индонезии.

«Война. Белье из прошлого» 

vojna-belyo-iz-proshlogo-2

 

«Война. Белье из прошлого» крошечная и трогательная история Аси Умаровой с авторским закадровым голосом. Керосиновая лампа и когда-то белые простыни на веревках. Керосиновую лампу жгли во время войны, поэтому запах ее ассоциируется у автора фильма с войной. И на белое стиранное белье, которое они сушили, садилась копоть от стрельбы.

У каждого человека, которому пришлось перенести войну, свои воспоминания, которые навсегда останутся в сердце. Воспоминания Аси Умаровой о войне это керосиновой лампой, которая постоянно предстает перед глазами. «Ведь не было электричества и приходилось вечерами ее зажигать. А я не любила ее, так как от нее шел запах от которого мне становилось плохо. Но без нее была темнота. В качестве музыкальной подложки я выбрала мелодию чеченского музыканта-классика Аднана Шахбулатова «Мой город»».

Родилась Ася Умарова в Калмыкии в городе Городовиковске, затем переехала в Чеченскую республику, где и живет сейчас. Закончила Чеченский Государственный университет, по специальности журналистика, а также Кавказский институт СМИ годичный курс обучения в Ереване тоже по специальности журналистика. Долгое время писала статьи для местных, российских и зарубежных СМИ. Последние пять лет пишет прозу, которая была опубликована в литературных журналах и сборниках в разных странах Мира. Также Ася с детства рисует. Её рисунки принимали участие во всероссийских и международных выставках в Швеции, в Германии, в Бельгии, в Грузии, в Америке и в других странах, а также состоялись 16 персональных выставок в городах Италии, в Тбилиси, в Грозном и в Санкт-Петербурге.

Анимацией увлеклась случайно. В 2014 организация «Женщины за развитие» совместно со шведскими коллегами организовала семинар для начинающих мультипликаторов. Заявку Аси одобрили. Во время обучения она создала минутный анимационный фильм, который назывался «Война. Белье из прошлого» на основе ее рисунка. Организаторам фильм понравился, и Ася была в числе трех претендентов на выезд в Швецию. В профессиональной шведской студии Rafilm в городе Мальмо под руководством мастера Саши Фулшер Ася сделала анимационный фильм, который подала на участие в КМФМК. В творческой папке Аси Умаровой всего три мультфильма.

«Война. Белье из прошлого» впервые весной 2016 попал на Фестиваль «ВКратце» (дни германских и российских короткометражных фильмов, где занял первое место), также стал финалистом Международного конкурса короткометражных фильмов The Right Cut (Венесуэла).

«Душа короля» реж. Полина Минаева 

dusha-korolya1

Мысль проста: жил-был капризный король, любил ходить на охоту, на которой однажды умер. Душа короля и душа убитого им хищника встретились. Когда появилась возможность вернуться в мир живых, король даровал жизнь зверю, за что и был вознагражден — его так же «оживили». И король никогда больше не станет убивать живых существ ради забавы.

Режиссер этого мультфильма Полина Минаева родилась в Москве. В детстве занималась в художественной школе, рисовала натюрморты, но всегда мечтала вызывать у зрителя эмоции. В тринадцать лет после сеанса фильма Хаяо Миядзаки “Унесенные призраками” Полина поняла, какую профессию изберет. В 2015 году она закончила ВГИК по специальности художник анимации и компьютерной графики, затем полгода обучалась анимации в школе Гобелинс в Париже. По мнению Полины анимация — дело, которое требует глубоких знаний о мире, поэтому нужно постоянно заниматься саморазвитием. Полина любит путешествовать. Кстати, в последнее время становится возможным совмещать приятное с полезным — ездить по миру как участник анимационных фестивалей.

На КМФМК участвует впервые. «Душа Короля» — это дипломная работа во ВГИКе и первый серьезный короткий метр Полины Минаевой, над которым она работала полтора года. В ее команде — художница Анастасия Ким, композитор Андрей Тер-Григорьян. Основа мультфильма — сказка Сергея Седова. Главный герой оказался маленьким восточным принцем. В мусульманской культуре очень много красоты, она везде: в архитектуре, в письме, это и вдохновило создателей мультфильма, который по словам режиссера, остается сказкой граничащей с мифом. Мальчик отправляется на охоту и оказывается на опушке леса, где его встречает Дух леса. Получилась история про ответственность, про ценность жизни любого живого существа. Также «Душа короля» — лауреат «Студенческого ТЭФИ-2016»

«Мама — цапля»

mama-tsaplya

«Мама — цапля». Трогательная история Марины Карповой. Цапля усыновила сначала утенка, потерявшего маму, затем спасла и взяла под крыло щенка, которого злой хозяин посадил в мешок и кинул на дно пруда, а потом и медвежонка приютила. Но вскоре нашлись настоящие матери и каждая свое дитя забрала. Мультфильм об истинно-женском, материнском, о вечном. О добре, об умении отпустить того, кого любишь.

Карпова Марина — довольно известный режиссёр, родилась в 1972 году в Минске. Работала в слесарном цехе на заводе им. Вавилова, ассистентом режиссёра, фазовщиком и фоновщиком. В 1992-1997 училась в Белорусской Академии Искусств по специальности режиссура анимационного кино. В 1998-1999 работала художником-постановщиком на киностудии «Беларусьфильм», в 1999-2000 – режиссёр телекомпании «ФИТ». С 2000 года работает с разными компаниями на договорной основе. Режиссёр и художник ряда рекламных роликов, ТВ-заставок и музыкальных клипов. Наиболее известны её работы для цикла «Гора Самоцветов» («Шиш», «Колобок», «Козья хатка») и «Весёлой карусели» («Коровка») Работа «Мама цапля» была удостоена приза за лучший короткометражный фильм на XXI Открытом Российском фестивале анимационного кино в Суздале.

«Ни-ко-му»

rfnszksvuae

«Ни-ко-му» по сказке Юрга Шубигера «Корова и кислый щавель». Очаровательная история Елизаветы Стариковой. Корова не съела щавель, растила его, радовалась ему, отстояла его у всех быков, которые хотели щавель съесть. Затем, когда они окружили ее, съела щавель сама… Когда быки ушли, выплюнула его, похоронила, поплакала над ним и ушла. А лист щавеля пророс вновь. В мультфильме великолепно исполнено то, как корова и кислый щавель дружат, корова даже летает, а крыльями ей служат листья щавеля. Это настоящая близость двух родственных душ, это история о любви, о дружбе, о самопожертвовании.

Елизавета Старикова родилась в Мурманск-150, но большую часть жизни прожила в Ленинградской области. Училась в Художественном Училище на дизайнера, но после второго курса решила посвятить себя анимации. С 2010 по 2016 училась на режиссёра анимации в Санкт-Петербургском Государственном Институте Кино и Телевидения. В фестивалях участвует с 2012 года.

Резюмируя, можно сказать, что на фестивале было представлено немало историй пережитой войны и страхи новой войны. Художники либо говорят о пережитой войне, либо боятся новой. Боятся зла человеческого, безграничной власти злого гения, и кто как может, с этим не столько борется, но высказывается на эту тему. Не секрет, что сильное потрясение, горе, пережитый ужас способны пробудить нутро художника, выковать мастера, а если его работа будет не столь совершенна или не завершена, но там будет яркая глубокая живая мысль, это может натолкнуть другого художник на размышления. Как Велимир Хлебников был поэтом для поэтов. Такие нелепые и прекрасные образы рождал, многие из которых так и остались не проработанными, но они послужили и служат своего рода вдохновением для других. Говорить коротко и метко о важном — редкое умение художника. Молодым режиссерам анимационного кино это удалось: каждый из них попытался сосредоточиться на малом, важном и рассказать свою историю.

Открыто о главном

Режиссер неигрового фильма «З/К» Руслан Валеев сорвал долгие аплодисменты зала. Но зрители аплодировали не столько фильму, сколько непростой человеческой судьбе — женщине, героине фильма… Но обо всем по порядку.

После окончания школы Руслан Валеев поступил в Казанский Государственный институт культуры на режиссуру неигрового кино. За время учебы снял несколько работ, которые участвовали на небольших фестивалях. Дипломный фильм делал без оглядки на крупные фестивали, но работа получилась, и режиссер решил выдвинуть ее на КМФМК. «З/К» создавался на протяжении 2х месяцев, работы по фильму велись ежедневно. Идея родилась у Александра Зиганшина, друга и однокурсника Руслана Валеева. Он хотел снять как женщина приходит на колхозный рынок послушать, как поют афганцы. «Однажды мы данную сцену сняли, и я смонтировал её, — рассказывает режиссер. — После долгих раздумий я предложил Саше сделать фильм основываясь на данной сцене, ведь не каждый приходят слушать Афганцев и плачут. Затем состоялось мое первое знакомство с героиней. Я проникся, и мы с Сашей начали разработку сценарного плана для фильма. Героиней фильма стала мать моего друга Александра! Были очень сложные раздумья в какой форме сделать фильм, будет ли использована музыка или только интершумы, был долгий анализ темы Афганской войны, темы женщины, темы военных вернувшихся с войны, что с ними стало потом… Все это не вошло в фильм, так как мы взяли судьбу мамы Саши и перевели ее в глобальную проблему, которая заставит зрителя самому поразмыслить на тему Афганистана.

1

Героиня согласилась не сразу. Узнав о том, что у нас горит дипломный фильм, она взяла три дня на раздумья. После этого она поставила условия, что мы снимем с ней лишь одно интервью за один раз, так как она болезненно вспоминает прошлое. После снятого интервью ей стало легче. После съемки началась сложная работа по монтажу, нужно было из почти двухчасового интервью собрать емкий и сочный рассказ героини, который служил «рыбой» фильма. Потом рыба обрастала подробностями: музыкой и кадрами, были сокращения и дополнения для более идеальной пластики и ритма фильма. Мы хотели донести мысль, что какие бы сложности тебя не постигли, нужно находить в себе силы, чтобы оставаться человеком».

Ретроспектива фильмов председателя жюри Александра Прошкина

Пожалуй, не найдется человека, кто не слышал бы имени такого режиссера как Прошкин. Но их двое — Александр и Андрей, отец и сын. Оба талантливы, самобытны, в качестве материала обращаются к хорошей литературе, у обоих есть фильмы, снятые по книгам Юрия Арабова. Нам, зрителям, посчастливилось после просмотров общаться с Александром Анатольевичем. В своих работах режиссер пытается быть разным, пробовать новое. Как такового режиссерского почерка, узнаваемых деталей в фильмах его не просматривается. Очень приятно было послушать мастера, который в своем творчестве обращался к Пастернаку, Распутину, Вампилову и другим блестящим авторам. Фильм «Искупление» (2012), снятый по одноименной книге Фридриха Горенштейна рассказывает о послевоенном голодном времени. История одной семьи на фоне всеобщей трагедии. Главные роли в фильме сыграли молодые актеры-дебютанты Виктория Романенко и Риналь Мухаметов. Режиссеру задали вопрос: почему он на роль еврея взял татарина? Риналь Мухаметов очень выразителен в роли парня, потерявшего семью. А юная комсомолка Саша, которая написала донос на мать (женщина, дабы накормить семью, воровала продукты в казенной столовой), а спустя время, влюбилась в Августа (Риналь Мухаметов) и, благодаря любви, смогла остаться порядочным человеком. По словам режиссера, «Искупление» дорого ему еще и потому что это последняя роль Андрея Панина. Так же много лет назад режиссер успел снять Анатолия Папанова в «Холодном лете пятьдесят третьего».

Фильм «Райские кущи» с Евгением Цыгановым и Чулпан Хаматовой снят по мотивам пьесы Вампилова «Утиная охота». Действие перенесено в наши дни. Райские кущи — это название элитного жилого комплекса с роскошными квартирами.

 

 

 

Оставить комментарий