Вспоминая «Наурузы»: ожидания во многом оправдались

Театровед Айгуль Габаши наблюдает за фестивалем, а потом и форумом «Науруз» с начала его проведения в Казани. Размышлениями и впечатлениями она поделилась с читателями майского номера журнала «Идель».

images

Впервые «Науруз» прошел в Казани летом 1998 года. Само название форума, такое красивое и поэтичное, обещало публике нечто необыкновенное. И ожидания во многом оправдались.

В театральном искусстве в то время вообще ощущался определенный подъем. Затрагивались острые темы, формировался новый художественный язык, в театр вливалась молодая энергетика. Самобытностью и ярко выраженным национальным своеобразием впечатлили тувинцы и хакасы, турки и азербайджанцы. Интересные спектакли привезли чуваши, башкиры, казахи, киргизы. Тогда зрители фестиваля увидели лучшие татарские спектакли того времени: одна из самых глубоких и философских постановок зрелого Марселя Салимжанова «Ясновидец» по пьесе-притче Зульфата Хакима (театр Камала); тонкая психологическая инсценировка по повести Гаяза Исхаки «Осень» в экстравагантной режиссерской подаче Фарида Бикчантаева (уфимский театр «Нур»); пронзительно реалистичный, берущий за душу «Вдовий пароход» – одна из лучших работ молодого тогда Рашида Загидуллина (театр Тинчурина); поднимающий острые вопросы спектакль альметьевцев «Сафиулла» по пьесе Мансура Гилязова.

На меня тогда очень сильное впечатление произвел спектакль Тувинского государственного музыкально-драматического театра «Вернись, мой друг, вернись!» Алексея Ооржака и Хертека Ширин-оола. Глубоко национальный, удивительно самобытный, он трудно поддается описанию, его сюжетная канва вовсе не передает всей глубины и богатства содержания. Особенностью постановки можно назвать пантеистическое мироощущение. Лаконичные, функциональные и вместе с тем выразительные сценические конструкции создавали ощущение простора. На сцене оживала бескрайняя степь, населенная добрыми и злыми существами, где кони, волки и вороны наделены разумом и душой наравне с людьми, где можно говорить с Землей и Небом и получать от них помощь в трудную минуту. Своеобразие актерской игры, соединяющей высокую техничность с детской искренностью и непосредственностью, завораживало. Тогда, наверное, впервые на казанской сцене зазвучало тувинское горловое пение, и необычные национальные мелодии в традиционном исполнении для многих зрителей стали настоящим открытием. Сюжет пьесы о бедном табунщике Бала и выращенном им жеребенке Сылдыс-шокар был позаимствован из древней легенды. Но режиссер Алексей Ооржак и актеры обогащали спектакль своим видением, опытом, наблюдениями, точностью психологического рисунка, превращая красивую сказку в иносказание, аллегорическую историю о трагедии любви. Трепетная, щемящая тема прекрасного, взаимного, но обреченного на гибель чувства придавала спектаклю актуальность и остроту. ajgul

Удивительной проникновенностью, тонкостью художественного рисунка отличалась постановка Уфимского татарского государственного театра «Нур» по повести Гаяза Исхаки «Осень». Это камерный спектакль, построенный на лирических монологах двух женщин, которых судьба случайно свела на корабле. У каждой из них своя история любви, дорогие сердцу воспоминания, которыми они и поделились со зрителями.

Психологическая проза только что вернувшегося из забвения Гаяза Исхаки, с любовью переложенная для сцены Ильтазаром Мухамматгалиевым, смелая, оригинальная и в то же время удивительно поэтичная режиссура Фарида Бикчантаева, большой талант и полная самоотдача исполнительниц главных ролей Рашиды Гандалиповой и Резеды. Фахруллиной делали этот спектакль совершенно особенным. Нужно учесть и то, что само возрождение в Уфе татарского театра с легендарным названием «Нур» воспринималось как какое-то чудо. Так сложились обстоятельства, что на фестивале одну из ролей в спектакле сыграл тогда совсем молодой артист камаловского театра Радик Бариев. И это тоже выглядело символично, придавало представлению особую теплоту, ощущение братства и духовного единства.

Первый опыт проведения международного театрального фестиваля «Науруз» в Казани оказался успешным. И через четыре года, в 2002 году на казанских подмостках снова заиграл разными красками, наполняя атмосферу пленительным восточным колоритом, многоликий и многоголосый тюркский мир. На форум приехали театральные коллективы из Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Крыма, Гагаузии, Хакасии, Тувы, Якутии, Чувашии, Башкортостана…

Отличался оригинальностью спектакль «Я – Анатолия», которую показал государственный театр Анталии (Турция). Пьеса турецкого драматурга Гюнтера Дильмена Кальонджу сама по себе очень необычна. Вся многовековая, богатая трагическими событиями и крутыми поворотами судьба Анатолии, с древнейших античных времен, до сегодняшних дней проходила на сцене, отражаясь в образах неординарных, прославленных женщин – уроженок этой земли. Потерявшая все жена троянского героя Гектора Андромаха, великая византийская царица Феодора, известная поэтесса Халида и многие другие героини в горячих монологах оживляют для нас покрытые пылью веков страницы истории. Семь актрис чрезвычайно скупыми сценическими средствами точно передавали и дикие нравы почти первобытного общества, и пышность императорского двора, и безысходную атмосферу военного госпиталя… Лирические, исповедальные мотивы сплетались в масштабное эпическое полотно.

Большим событием стал приезд в Казань Крымскотатарского музыкально-драматического театра со спектаклем «Кармен». Башкирский государственный Академический театр драмы им. М. Гафури привез спектакль «Последнее море Чингисхана», поставленный киргизским режиссером по пьесе киргизского драматурга Нурлана Абдыкадырова. ТГАТ им. Г. Камала представил необычный спектакль «Рыжий насмешник и его черноволосая красавица» Наки Исанбета. Большую и разнообразную программу показали не только участники, но и гости фестиваля – театры Нижнекамска, Альметьевска, Набережных Челнов, Мензелинска, Казани, Уфы.

В преддверие празднования тысячелетия Казани, с 30 мая по 5 июня 2005 года в третий раз проходил международный фестиваль тюркских театров «Науруз». Красочный восточный праздник на этот раз приобрел ярко выраженный профессиональный уклон. Знакомство с театральными достижениями разных творческих коллективов, определение дальнейших путей развития сценического искусства, сохранение национальных традиций в органичном сочетании с мировыми тенденциями – вот те задачи, которые ставил перед собой фестиваль.

В большинстве представленных на форуме постановок, так или иначе поднимались национальные темы, использовались фольклорные мотивы. Спектакли «Неджеп оглан» Туркменского государственного Академического театра имени Молланепса, «Мое богатство» Национального драматического театра Республики Алтай, «Одураченный Хорхло» Хакасского драматического театра имени А. Топанова отличались этнографической сочностью.

Не остались в стороне произведения русской и мировой классики. Уфимский государственный татарский театр «Нур» привез на фестиваль свою, весьма вольную версию чеховских «Трех сестер» литовского режиссера Линаса Зайкаускаса. Театр им. Тинчурина представил драму Максима Горького «На дне», а Гагаузский драматический театр имени М. Чакира — комедию Николая Гоголя «Женитьба». Чувашский государственный Академический театр им. К. Иванова показал неожиданно зрелищную постановку «Дом Бернарды Альбы» Ф. Гарсиа Лорки (режиссер Валерий Яковлев).

Особого внимания заслуживали сценические трактовки произведений Шекспира: на фестиваль приехали сразу два «Короля Лира» и пластическая композиция по его сонетам. Спектакли Киргизского национального Академического театра имени Т. Абдумомунтова и Тувинского музыкального драматического театра имени В. Кок-Оола при всей своей самобытности имели много общего. Большую роль играла сценография. Обилие кожи и меха, легкие разборные сценические конструкции, напоминающие боевую палатку, чум или юрту придавали спектаклям не только конкретный национальный колорит, но и ощущение древности, общей колыбели цивилизаций. И очень кстати в одном из самых страстных и эмоциональных произведений великого английского драматурга пришелся стихийный степной темперамент киргизских и тувинских актеров.

Азербайджанский государственный театр пантомимы также подошел к поэзии Шекспира с позиций национальной ментальности. Их «Любовь» («Эшг»), как было написано в буклете, воспевала не обычную влюбленность между людьми, а «любовь, которая движет мирозданием».

Татарская драматургия была представлена спектаклями «Немая кукушка» Зульфата Хакима (ТГАТ им. Г.Камала), «Мусульманин»/«Во имя Любви» по прозе Гаяза Исхаки (Мензелинсий театр), «Алмачуар» по произведению Галимзяна Ибрагимова (Татарский ТЮЗ).

Стамбульский государственный театр драмы показал сценическую интерпретацию прозы Назыма Хикмета «Самоубийца Бенержи». Большой интерес вызвала дипломная работа тогдашнего студента РАТИ, а ныне известного режиссера одного из самых авторитетных национальных театров России Айрата Абушахманова – инсценировка автобиографической повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство» Башкирского государственного Академического театра им. М. Гафури.

Наибольшего успеха в тот момент достиг спектакль театра Камала «Черная бурка». На церемонии награждения с любовью вспоминали и Георга Хугаева, написавшего пьесу, и Марселя Салимжанова, определившего ее в репертуар. Философская притча, облеченная в яркую зрелищную театральную форму, была признана лучшим спектаклем фестиваля.

В 2009 году, несмотря на экономические трудности, «Науруз» снова собрал вместе театральные коллективы на свой гостеприимный праздник. На этот раз отсутствие конкурса и жюри придали ему особо дружескую и непринужденную атмосферу.

Зрители смогли увидеть постановку «Сумасшедший Думрул» Трабзонского государственного театра (Турция), сказку-притчу «Колдунья Пери» Азербайджанского государственного театра юного зрителя, спектакль «Голос печального вяза» Чувашского государственного академического драматического театра, драму Туфана Миннуллина «Грешно ли любить» Башкирского академического театра им. М. Гафури.

Приехали и молодежные коллективы. Спектакль «Согретые надеждой» Студенческого театра Якутского колледжа культуры и искусств отличался ярким пластическим решением и особым, северным колоритом. История о собаках, показанная на фоне бескрайней снежной равнины была исполнена подлинного драматизма.

Пожалуй, самым оригинальным стало представление Зеленого театра Бишкека при фонде поддержки молодых талантов «Акайын». На площади перед театром Камала под звуки древних народных музыкальных инструментов они показали удивительное языческое зрелище под открытым небом, пропитанное запахом костра и рождающее пронзительное чувство единения с природой и с космосом.

В 2011 году фестиваль расширил свои национальные рамки. В Казань приехали труппы из Японии, Германии, Турции, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Молдавии, из таких регионов России как Якутия, Алтай, Тыва, Дагестан, Хакасия. Помимо театральных постановок, зрители увидели сакральные танцы турецких дервишей, услышали тувинское горловое пение и искусство азербайджанского мугама. Яркой страницей фестиваля стало выступление выдающейся этнической певицы Степаниды Борисовой из Якутии. Праздничную атмосферу детства и сказки подарил зрителям музыкальный спектакль Государственного театра Анкары «Хроники Нарнии». Участники германо-японского проекта Инго Талеб Рашида «Душа воина» представили историю самурая – танцевальную постановку с элементами боевых искусств.

Большим событием стал приезд в качестве почетного гостя Санкт-Петербургского Малого драматического театра – Театра Европы под руководством Льва Додина со спектаклем «Три сестры». С тех пор это вошло в традицию – приглашать на фестиваль выдающиеся спектакли не тюркских коллективов, способствующие расширению кругозора, художественным открытиям. Позднее участники форумов и казанские зрители смогли увидеть спектакли московской «Школы драматического искусства», вильнюсской труппы Эймунтаса Някрошюса Meno fortas, Национального театра Будапешта…

Жизнь продолжается, меняется концепция фестиваля. «Науруз» сегодня это не просто красочный восточный праздник тюркского сценического искусства. Он стал более организованным, профессиональным, нацеленным на международный престиж и интеграцию в общемировое культурное пространство. Но, как и прежде, это место встречи преданных театру людей, площадка для межнационального общения, символ дружбы и высоких устремлений.

Подписка

Оставить комментарий