Вспоминая «Наурузы»: ожидания во многом оправдались

Театровед Айгуль Габаши наблюдает за фестивалем, а потом и форумом «Науруз» с начала его проведения в Казани. Размышлениями и впечатлениями она поделилась с читателями майского номера журнала «Идель».

images

Впервые «Науруз» прошел в Казани летом 1998 года. Само название форума, такое красивое и поэтичное, обещало публике нечто необыкновенное. И ожидания во многом оправдались.

В театральном искусстве в то время вообще ощущался определенный подъем. Затрагивались острые темы, формировался новый художественный язык, в театр вливалась молодая энергетика. Самобытностью и ярко выраженным национальным своеобразием впечатлили тувинцы и хакасы, турки и азербайджанцы. Интересные спектакли привезли чуваши, башкиры, казахи, киргизы. Тогда зрители фестиваля увидели лучшие татарские спектакли того времени: одна из самых глубоких и философских постановок зрелого Марселя Салимжанова «Ясновидец» по пьесе-притче Зульфата Хакима (театр Камала); тонкая психологическая инсценировка по повести Гаяза Исхаки «Осень» в экстравагантной режиссерской подаче Фарида Бикчантаева (уфимский театр «Нур»); пронзительно реалистичный, берущий за душу «Вдовий пароход» – одна из лучших работ молодого тогда Рашида Загидуллина (театр Тинчурина); поднимающий острые вопросы спектакль альметьевцев «Сафиулла» по пьесе Мансура Гилязова.

На меня тогда очень сильное впечатление произвел спектакль Тувинского государственного музыкально-драматического театра «Вернись, мой друг, вернись!» Алексея Ооржака и Хертека Ширин-оола. Глубоко национальный, удивительно самобытный, он трудно поддается описанию, его сюжетная канва вовсе не передает всей глубины и богатства содержания. Особенностью постановки можно назвать пантеистическое мироощущение. Лаконичные, функциональные и вместе с тем выразительные сценические конструкции создавали ощущение простора. На сцене оживала бескрайняя степь, населенная добрыми и злыми существами, где кони, волки и вороны наделены разумом и душой наравне с людьми, где можно говорить с Землей и Небом и получать от них помощь в трудную минуту. Своеобразие актерской игры, соединяющей высокую техничность с детской искренностью и непосредственностью, завораживало. Тогда, наверное, впервые на казанской сцене зазвучало тувинское горловое пение, и необычные национальные мелодии в традиционном исполнении для многих зрителей стали настоящим открытием. Сюжет пьесы о бедном табунщике Бала и выращенном им жеребенке Сылдыс-шокар был позаимствован из древней легенды. Но режиссер Алексей Ооржак и актеры обогащали спектакль своим видением, опытом, наблюдениями, точностью психологического рисунка, превращая красивую сказку в иносказание, аллегорическую историю о трагедии любви. Трепетная, щемящая тема прекрасного, взаимного, но обреченного на гибель чувства придавала спектаклю актуальность и остроту. ajgul

Удивительной проникновенностью, тонкостью художественного рисунка отличалась постановка Уфимского татарского государственного театра «Нур» по повести Гаяза Исхаки «Осень». Это камерный спектакль, построенный на лирических монологах двух женщин, которых судьба случайно свела на корабле. У каждой из них своя история любви, дорогие сердцу воспоминания, которыми они и поделились со зрителями.

Подробнее читайте в материале Айгуль Габяши. Майский номер уже в продаже в киосках Daily, больницах города, а также в магазинах «Таткнигоиздата» и почтовых отделениях Казани. Подписаться на журнал можно олнайн.

 

 

Подписка

Оставить комментарий