Владимир Кормушин: «Все менялось на глазах: этаж за этажом»

Поволжская академия спорта и туризма прошла через три свои реинкарнации и стала такой, как видят ее сейчас жители и гости Казани, лишь в 2013 году. Принимавший участие в стройке академии в 2011-2012 годах Владимир Кормушин поделился воспоминаниями о том, как все начиналось.

В 1974 году в Кировском районе Казани на улице Фрунзе была старая школа, на базе нее открыли филиал Волгоградского института физкультуры, спорта и туризма, который и стал началом в истории Академии. Второй этап становления связан c переводом вуза в Набережные Челны в 1986 году, где был построен Камский автомобильный завод грузовиков. Тогда институт, получивший в этот период статус академии, значительно расширил свой набор образовательных программ – начал готовить специалистов гуманитарного профиля, помимо физкультурно-спортивного и туристического направлений подготовки, открылись педагогические и психологические специальности.

После того, как Россия победила в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирных летних студенческих игр, правительство России сформировало Концепцию наследия Универсиады 2013 года. Так и была создана инновационная образовательная площадка – Поволжская академия спорта и туризма, такая, какой мы ее знаем на сегодняшний день.

Со временем к Поволжской академии спорта и туризма отошли несколько объектов, помимо самого учебного корпуса: бассейн «Буревестник», Казанская академия тенниса, центр гимнастики, ледовый дворец «Зилант», Дворец водных видов спорта. Первым отошел «Буревестник».

«Руководство размещалось в этом бассейне. Формировался преподавательский корпус, отдел информатики. Сейчас невозможно, чтобы современный вуз был без программного обеспечения. Создавался штат. Я попал в Академию уже, когда за «круглым столом» было 17 человек. Попал случайно. Для универсиады строился международный информационный центр (сегодня там находится учебно-лабораторный корпус), именно в это время я и пришел. Моя задача была курировать стройку», – рассказал Владимир Кормушин, заместитель директора Дворца водных видов спорта.

После того, как проект прошел госэкспертизу, возникла трудность: требования для здания на время Универсиады и для дальнейшего обучения студентов разнились. Подобные проблемы решались быстро: организовывались совещания на уровне исполкома города, Минстроя РТ, там в проект тут же вносились изменения. Их уже через неделю вносили в электронном виде и отдавали на стройку.

«Была интересная, творческая работа, особенно, когда потихоньку строилось здание до 12 этажа. Было забавно, что получилась такая АБВГДейка: корпусы такие, чтобы можно было ориентироваться где что. Это интересный комплекс, предусматривалось, чтобы со стороны академии был аудиторный фонд, разместились все необходимые отделы, хорошая библиотека (не только на бумажном, но и на электронном носителе)», – поделился мой собеседник.

Во время учебного процесса вся навигация, конечно, поменялась для удобства, однако изначальный строительный план был такой:

— А – концертный зал (более 1000 мест), 5 больших аудиторий.

— В – внизу столовая, наверху большой спортивный зал.

— С – двухэтажное учебное здание, аудитории.

— D – двенадцатиэтажный корпус.

— Е – бухгалтерия, научно-исследовательская лаборатория – на первом этаже, на втором – библиотека.

Главным на тот момент оставалось одно: Универсиада закончится, а здание должно выполнять именно образовательную задачу.

«Я был свидетелем того, как серьезно относился наш президент Рустам Нургалиевич Минниханов к выбору учебной мебели. Тогда закупались парты для аудитории, кресла для большого зала, где бы проводились все награждения, например. Хотелось, чтобы все приобретенное долгие годы прослужило, – такой подход был ко всему. Перебоя с бетоном, с поставкой материалов – не было, строители и поставщики совместно проводили работы. Я очень удивлялся, как быстро готовился переделанный проект, через неделю уже был согласован! Был приглашен иностранный архитектор, чью архитектуру утвердили. Однако “начинку” делали уже наши. Участвовали специалисты-архитекторы Санкт-Петербурга, Москвы. Все менялось на глазах: этаж за этажом, и вот оно, такое красивое здание», – вспомнил с улыбкой Кормушин.

Об основной задаче Академии – обучающей – конечно, не забыли. Чтобы выезжающие довольно часто на соревнования спортсмены могли удаленно учиться, общаться с преподавателями, с запасом проложили волокно для интернета. По словам Кормушина, это дало свои плоды и активно используется. Преподаватели после лекции выкладывают свой материал в соответствующий раздел, а студенты свободно могут туда зайти и прочитать все пропущенное.

Несбывшиеся планы:

  • Кинотеатр. По плану для Универсиады был необходим культурно-развлекательный центр, помимо концертного зала, на первом этаже корпуса было 5 помещений. Днем в них должны были быть занятия для студентов будущей Академии, а вечером — показ кино. Из-за нехватки финансирования обставить комнаты оборудованием так и не вышло, теперь это просто учебные аудитории.
  • Двухэтажная библиотека. Изначально планировалось сделать подъемник, чтобы сотрудникам не нужно было носить книги из хранилища книг. Проем уже был сделан, вырезан, а вот подъемник поставить не успели. В результате оказалось, что одного этажа для книг хватило: перешли на электронные учебники и материалы, книги почти стали «историей».img_5488-1

Оставить комментарий