Владимир Ильинский:  «Мне кажется Пол Маккартни ещё нас удивит»

Владимир Ильинский (или Дядя Володя, как «по-домашнему» называют его слушатели) – бессменный музыкальный ведущий радиостанции «Эхо Москвы». Его программы «120 минут классики рока» (ранее – «Братья по оружию») и «Битловский час» уже более 20 лет собирают у радиоприемников поклонников рок-н-ролла.

85

Вся его жизнь посвящена изучению и коллекционированию зарубежной рок-музыки (в первую очередь, творчества «The Beatles» и ее участников). Мы поговорили с Владимиром Ильинским о его любимой музыке, работе на радио «Эхо Москвы» и о многом другом.

В рамках «120 минут классики рока» близится к концу цикл передач о группе «The Doors». Какое у Вас отношение к их наследию? Как оцениваете личность Джима Моррисона? Какой любимый альбом группы?

Doors были второй группой после Битлз, которую я открыл для себя. И я очень рад, что в последнее время выходят их концертные альбомы и, конечно же, коробка «London Fog» с наиболее ранними их записями. Моррисон был сложным человеком, недавно я прочел книгу воспоминаний Рэя Манзарека, который говорит, что в нем удивительным образом сочетались абсолютно разные черты. Но, вне всякого сомнения, он не был тем Моррисоном, которого нам показывают в фильме Оливера Стоуна. Он далеко не горький пьяница и дебошир. Все это в нем, конечно, было, но помимо этого он был еще и настоящим поэтом, и образованнейшим человеком широчайшего кругозора. Да и вообще, кто мы такие, чтобы судить его или оценивать?

В этом году окончательно завершила свой путь культовая группа Black Sabbath. Какое у Вас отношение к этой группе и к сольному творчеству Оззи Осборна?

Я очень долго шел к пониманию Black Sabbath. И сегодня я не могу объяснить самому себе, почему они мне когда-то не нравились. Но лет десять-двенадцать назад я открыл их для себя, и сейчас это одна из самых интересных для меня групп (оговорюсь, что речь идет только о классическом ее составе – до распада). Та же картина и с Оззи.  Человек, который вообще не умел петь, вдруг стал просто незаменим, без него нет Black Sabbath, и его поздние альбомы не хуже ранних, если не лучше. Такое происходит с очень немногими. Обратных примеров, когда начинавшие чрезвычайно ярко, постепенно сходят на нет, гораздо больше.

В последнее время у легенд рока вроде Deep Puprle, Procol Harum, Rolling Stones и др. достаточно регулярно стали выходить новые альбомы. Не хотите ли выделить час эфира для прослушивания таких новых пластинок. Мне кажется, такая рубрика была бы весьма востребована.

Dееp Purple откровенно удивили. Со знаком плюс. Мощная пластинка. От Rolling Stones, узнав название, ожидал чего-то большего. Но все равно это много интереснее, чем предыдущие их альбомы. А вот Procol Harum несколько разочаровали. Есть некое ощущение повторения чего-то уже слышанного. Но я все равно их люблю, и с этим ничего не поделаешь. Все новинки в той или иной степени у нас в эфире звучат. Просто у кого-то достаточно поставить один трек, а кто-то удостаивается трех-четырех. Но с новинками слушатели разберутся и сами. Гораздо сложнее копать вглубь и отыскивать отличные группы, которые в начале 70-х записывали прекрасные альбомы, но успеха не добились и были абсолютно незаслуженно забыты. Вот с этим поистине гигантским пластом малоизвестной музыки мы и пытаемся познакомить слушателей.

Вы общались лично с лидером Jethro Tull Йеном Андерсоном. Какое впечатление он на Вас произвёл? Как относитесь к позднему творчеству Jethro Tull?

Ну, общался – это слишком сильно сказано. Общается с ним мой близкий друг, спортивный комментатор Виктор Гусев, сделавший стихотворный перевод на русский язык текстов к альбому «Thick As A Brick II». Я же брал у Йена Андерсона интервью по телефону перед его первым приездом в Москву. Это было в прямом эфире, и мы проговорили минут 30, наверное.  А в прошлом году после концерта я виделся с Андерсоном за кулисами и мы, с его разрешения, потерлись локтями (он заменяет этой процедурой обычное рукопожатие, опасаясь повредить когда-то травмированный мизинец) и обменялись несколькими фразами. В общении с ним не ощущаешь какой-то дистанции, он, как и все действительно талантливые и воспитанные музыканты держится ровно, не демонстрируя никакой звездности. Не могу похвастаться общением со многими, но во время интервью и с Кеном Хенсли в эфире «Эха», и с Йеном Гилланом не ощущал никакой звездности с их стороны.

Нравится ли мне поздний Андерсон? Да. У него была довольно долгая пауза, во время которой он выпускал сборники, но последние его работы мне очень понравились. Считаю, что он преодолел некий застой, когда ему, по его собственным словам, не хотелось записывать что-то вторичное, а хороших, свежих идей у него не было.

3e38da56-4ab2-11e6-8c21-6254c90f07ee

Йен Андерсон

Если бы у Вас появилась возможность попасть на машине времени в золотую эру рок-н-ролла (60-70-е годы), какие три рок-концерта вы бы посетили?

Вопрос из области фантастики, сродни вопросу об альбомах, которые я бы взял на необитаемый остров. Но, если отвечать, то Beatles, Led Zeppelin и ранний Jethro Tull. Хотя на Doors тоже хотелось бы сходить…

В позапрошлом году в Государственной Думе всерьез обсуждали возможность законодательного ограничения проката зарубежной музыки в телевизионном и радиоэфире. Нет ли у Вас опасения, что скоро любимую музыку снова придется, как в Советском союзе, слушать подпольно?

Я живу давно, и для меня нет и не может быть ничего неожиданного в любой области. Надеюсь, этого не произойдет, но мы движемся в не самом правильном направлении по многим вопросам. Тогда можно запретить и зарубежную литературу, классику итальянского кино или французских импрессинистов.

Владимир Игоревич, недавно Вы побвали в Ливерпуле. Какое впечатление произвел на Вас этот  город? Какие исторические места показались самыми интересными?

Я провел в Ливерпуле только полтора дня. Это, маловато, чтобы увидеть все, но так уж получилось. Проехали на автобусе по битловским местам. Останавливались, к сожалению, не всюду, что-то видели только из автобуса, скажем церковь Святого Петра, рядом с которой познакомились Пол Маккартни и Джон Леннон. Самые сильные впечатления от города в целом. Он зеленый, чистый, весь пропитан воспоминаниями о Битлз – повсюду сувенирные лавки, магазины, где можно купить все – от курток или бейсболок до сумок, ручек, точилок с символикой любимой группы. Если местные жители видят на тебе майку с Битлз, они очень тепло тебя приветствуют. Кстати, на экскурсовода произвело огромное впечатление, что я оказался единственным в автобусе, кто знал, что дом, где жил Ринго Старр, попал на обложку одного из его альбомов. Поговорили мы с ним и о Майкле Маккартни (брат Пола), с которым наш гид оказался хорошо знаком.

Что касается самого города, то запомнилось множество памятников людям и даже лошадям. Дома, где жили Битлы представлял и раньше по фотографиям, но одно дело фото, а другое, когда ты стоишь рядом и фотографируешь сам. Кстати, многое из того, что раньше видел только на картинках, в реальности произвело совсем другие впечатление. Пенни Лейн выглядит вполне заштатной улочкой, а ворота приюта Строуберри Филд мне всегда казались большими, а оказывается, они маленькие. Рядом с воротами табличка: «Вы можете заказать точную копию этих ворот». И рядом номер телефона – закажи и поставь у себя на даче.

Постарался посетить все наиболее значимые памятные места, но чувства, что прикоснулся к Битлз, не ощутил. Наверное, это нормально. И я не склонен верить тем, кто уверяет, что ощутил в Ливерпуле битловский дух. Скорее нечто подобное я испытал на Эбби Роуд в Лондоне.

strawberry-fields-liverpool-7040-edit_1

В этом году вышли масштабные переиздания альбома Beatles « Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band » и сольного альбома Маккартни «Flowers in the Dirt». Были ли на них какие-то новые для вас открытия? Много ли эксклюзивного материала, радующего сердце битломана?

Коробку Маккартни я купил в апреле как раз в Ливерпуле. Кстати, ливерпульский магазин «Хиз Мастерз Войс» мне показался даже более крупным, чем лондонский. Это целый город, где можно ходить часами. Что касается коробок из серии «Архив Маккартни», то они вообще стоят особняком, и интересны не только музыкальной составляющей, что само по себе здорово, но и прочей начинкой. Все сделано так, будто ты держишь в руках подлинные фото или написанные рукой Пола тексты. Сержант Пеппер тоже не разочаровал. Я говорю опять-таки о коробке с книгой и четырьмя CD. Не понимаю людей, которые ограничиваются покупкой двойного CD.

Как отнеслись к новому альбому Ринго Старра? Что ждёте от новой пластинки Пола Маккартни?

Альбом Ринго вполне неплох, хотя ничего особенного я от него давно не жду. Знаете, когда ты ждешь чего-то незаурядного, как правило, потом разочаровываешься. В новом альбоме есть пара замечательных треков, плюс меня очень порадовал один из бонусов – новая версия «Back Off Boogaloo».

Что касается Пола Маккартни, то давно уже жду от него чего-то более рок-н-рольного, чем он обычно выпускает. И в то же время понимаю, что он сейчас находится в положении человека, который заслужил право записывать то, что считает нужным и так, как он это видит. Его последние альбомы можно принимать или не принимать, но каждый из них по-своему хорош. И почему-то мне кажется, что Сэр Пол еще удивит нас, как удивил, записавшись в альбоме Дэйва Гролла, где он играет на барабанах в одном из треков.

Вы прочли множество книг о Битлз. Какие из них могли бы порекомендовать нашим читателям?                                                                                     

Мне трудно рекомендовать что-то одно, тем более, что многое зависит от уровня знаний о Битлз. Скажу так: читайте все, что сможете найти, но не читайте придуманных книг, вроде «Осколков неба».

Почти два года назад – 8 марта 2016 года на 91 году жизни нас покинул легендарный музыкальный продюсер и композитор Джордж Мартин (1926-2016), которого многие считали пятым битлом. Согласны ли Вы с этим утверждением? Как оцениваете его вклад в музыкальную индустрию?

Если уж и называть кого-то пятым, то, конечно, это Мартин. Битлз крупно повезло с ним.  Джордж Мартин  был не просто прекрасным звукорежиссером и аранжировщиком, но и профессионалом, который почувствовав в музыкантах колоссальный потенциал, не стал загонять их в рамки, а полностью доверил им собственное развитие, лишь немного корректируя музыку, но не внедряясь в нее. Обратных примеров, увы, слишком много. Деликатность и тонкий вкус всегда отличали его. При этом давайте не будем забывать, что работал он не в эпоху компьютерных звуковых редакторов, а в эпоху пленок, где склейки и монтаж должны были быть просто филигранными.

00f44ca7d379d1a5c9a16bd990f5941a

Джордж Мартин

Если бы у вас появилась возможность встретиться с любым из битлов, кто бы это был? И какой бы вопрос ему задали?

Да я был бы счастлив даже просто поздороваться с ними за руку, как с Андерсоном. Что уж говорить об интервью. Я был на пресс-конференции Ринго и Пола, задавал Ринго вопросы, а интервью – это за гранью понимания. Это сказка.

 

Фарид Хайруллин

Оставить комментарий