Тюркская музыка в «котле» Казанской консерватории

Казань – этнический «котел», в котором соединяется музыка славянских, тюркских и фино-угорских народов. Эпицентром его является одно из самых крупных и легендарных учебных заведений – Казанская консерватория. Здесь бережно собирают традиции, хранят и развивают музыкальное наследие предков.

opera-tyulyak

Искусство тюркских народов является одной из крупных «жемчужин» этого многоцветного ожерелья. Педагоги прославленного вуза поделились с читателями нашего журнала своими достижениями и планами.

Традиционно Казанская консерватория была и остается кузницей композиторов Поволжья. Здесь получили образование представители тюркских народов их других регионов страны. «У нас учились башкирские композиторы Лейла Исмагилова, Данил Хасаншин, чувашские композиторы Федор Васильев и Геннадий Маркиянов, тувинский автор Алексей Чыргал-Оол и многие другие. В Казанской консерватории в свое время преподавал, а позже приезжал с мастер-классами российско-азербайджанский композитор Фарадж Караев, сын Кара Караева», – рассказал заведующий кафедрой теории музыки и композиции, доктор искусствоведения, профессор Александр Маклыгин. В прошлом году диплом Казанской консерватории получил туркменский композитор Мердан Бяшимов. А нынешние студенты – Инна Хисматуллина из Казахстана, Байару Такшина из Горного Алтая и Сугдэр Лугуп из Тувы.

По словам Александра Маклыгина, композиторская кафедра издавна приобщает студентов к национальным традициям и истокам. Ежегодно организовываются концерты фольклорных обработок, программа которых целиком посвящается, к примеру, татарскому, кряшенскому или чувашскому музыкальному народному творчеству. Некоторые дипломные композиторские работы построены на фольклорных темах. Такова оркестровая сюита «Чувашская свадьба» Алины Борисовой.

В 2018 году кафедра композиции Казанской консерватории отмечает 70-летие. В программу юбилейных концертов кафедры теории музыки и композиции входят сочинения татарских композиторов: Яруллина, Ахметова, Яхина, Музафарова, Белялова, Шарифуллина, Жиганова, Калимуллина, Монасыпова. По словам профессора, история тюркских контактов в Татарстане длится ни много ни мало сто лет. Взаимодействие татарской и азербайджанской музыки началось в Казани с постановки музыкальных комедий Узеира Гаджибекова. Спустя век к сочинениям автора обратилась Оперная студия Казанской консерватории – в декабре 2017 года состоялась премьера спектакля «Аршин мал алан». Постановщиком выступил Ренат Бикташев, режиссер Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра.

Нынешняя репертуарная политика студии в первую очередь обращена к татарской классике: комедии «Милая Хафиза», опере «Наемщик» Салиха Сайдашева, музыкальному спектаклю «Башмачки» Джаудата Файзи, операм Назиба Жиганова ― «Алтынчеч», «Тюляк» и «Качкын». Хорошим опытом стали оперы современных композиторов, среди которых «Алтын казан» Эльмира Низамова. «Как говорил Семен Казачков, главная цель создания национального произведения ― не его формальное исполнение, а попытка встать в один ряд с наследием таких великих классиков, как Моцарт, Бетховен, Рахманинов, Чайковский. Необходимо добиваться образцовости интонации, точности фразировки и стилистики, не боясь при этом утратить национальные особенности музыки. Тюркская культура — подлинное восточное богатство, внутри которой наша, татарская, занимает далеко не последнее место»,– считает руководитель студии, заведующая кафедрой музыкального театра, профессор Альфия Заппарова.

Сегодня в планах оперной студии – исполнение первой татарской оратории «Кеше» Мирсаида Яруллина, приуроченное к юбилею композитора. Яркая и актуальная, в то же время достаточно сложная музыка оратории в 1970 году, возможно, была недооценена слушателем. В ней поставлены глубокие философские вопросы: кто такой человек, для чего он создан, какова его миссия. Работа над постановкой оратории начнется осенью нынешнего года. Ее исполнение станет знаковым событием, считают в учебном заведении.

arshin

Казанская консерватория гордится своей этномузыковедческой школой. Лидеры этого научного направления – доктора искусствоведения, профессора Земфира Сайдашева, Елена Смирнова, кандидат искусствоведения Лилия Сарварова и доцент кафедры татарской музыки и этномузыкологии, кандидат искусствоведения, исполнитель на традиционных инструментах Геннадий Макаров. «Дипломные работы наших молодых этномузыкологов очень интересны, это правда. Написаны диссертации и выпущены сборники народных песен. Проведены исследования по традиционной музыке хакасов, башкир, чувашей, казахов, ногайцев, а также этнических групп татар – мишарей, нагайбаков, кряшен, казанских и сибирских татар», – сообщил Геннадий Макаров.

Тюркская музыка нашла отражение в творчестве ансамбля старинной татарской музыки «Берекет» и консерваторского фольклорного ансамбля. «Берекет» – это творческий конгломерат педагогов ВУЗа и их учеников. Он опирается на классическое музыкально-поэтическое наследие средневекового тюрко-татарского искусства. Как считает Макаров, очень важно познакомить широкую публику с аутентичным звучанием таких инструментов, как думбра, дэф, курай, танбур, гыйжжык. Достучаться до глубины души, обратиться к тем самым истокам. Коллектив старается сохранить и сберечь драгоценное национальное искусство.

Сохранение этнической музыки в наше время – это подлинное миссионерство. С ним справиться могут лишь настоящие профессионалы. Искусствоведческие исследования на кафедре татарской музыки и этномузыкологии дают развитие музыкальному искусству ни много ни мало в международном информационном пространстве. Надо отдать должное консерваторцам за проведение фольклорно-этнографических экспедиций, благодаря которым формируется богатейший архив с уникальными записями народных исполнителей традиционных песен и инструментальной музыки из разных районов Поволжья, Приуралья и Сибири.

Оставить комментарий