Трагедию Холокоста забывать нельзя! Очерк к фильму «Мальчик в полосатой пижаме»

Конкурс «Кооперация талантов» проводится с 2015 года и дает возможность выявить и поддержать школьников, студентов, аспирантов, магистрантов и их наставников, создающих качественные тексты разного жанра. Одной из лучших зимой 2018 года признана работа, которую мы предлагаем читателю.

kinopoisk.ru

kinopoisk.ru

Я достаточно редко смотрю фильмы, похожие на кинокартину «Мальчик в полосатой пижаме», однако они каждый раз меня захватывают и заставляют задуматься о нашей истории, о будущем.

Как известно, одним из самых известных и самых страшных проявлений геноцида стало истребление евреев в годы Второй мировой войны, сначала на территории Германии, а затем и на всей территории Европы. Миллионы погибали в концлагерях, а судьбы выживших были исковерканы. В истории Второй мировой войны эта тема широко раскрыта в контексте Холокоста. Когда я думаю о злодеяниях, которые совершили фашисты против людей, я невольно задаюсь вопросом: «Неужели когда-то это будет забыто?»

Почему в XXI веке, когда прошло более семидесяти лет после этих трагедий, мы снова говорим о Холокосте? Если забыть историю, она может повториться, и тогда вновь прольется человеческая кровь. Поэтому сегодня дети пишут письма о войне… Я думаю, мы, юное поколение XXI века, воспринимаем такие события ближе к сердцу.

holokost-4

Холокост – это трагедия не только еврейского народа, это одна из трагических страниц нашей истории. Об этом говорится и в фильме «Мальчик в полосатой пижаме», снятом по одноименной повести ирландского писателя Джона Бойна. В фильме нет ни одного сражения. Несмотря на то, что на экране не так много мрачных эпизодов, профессиональная игра актеров ярко передает атмосферу того времени. На протяжении всего фильма режиссер возвращает нас в события тех страшных лет. Все это помогает мне окунуться в трагическую историю целого народа на примере судеб мальчиков – немца Бруно и еврея Шмуэля.

У главного героя, маленького Бруно, в отличие от Шмуэля, в жизни все хорошо: большой дом в Берлине, любящая мама, старшая сестра и отец – офицер немецкой армии. Вскоре Бруно и его семья поселяются рядом с концлагерем Аушвицем-Освенцимом, куда комендантом лагеря назначают его отца. В окрестностях нового дома Бруно обнаруживает необычную «ферму» с проволочным забором, где люди ходят в странных полосатых номерных пижамах. Мальчик думает, что это счастливые семьи, работающие на ферме. Из окон спальни он замечает трубы, из которых постоянно валит черный дым. Не зная, чем себя занять, мальчик пускается в путешествие вдоль этого забора. По другую сторону проволоки он находит себе друга – испуганного, с печальными глазами Шмуэля.

В то время немецким детям внушали, что евреи – ничтожные создания. Ведь проявление религиозного фанатизма и нарушение основ демократии – это составная часть гитлеровской идеологии во Второй мировой войне. Так считает почти вся семья Бруно, но не он сам. Вывод о том, что евреи – такие же, как и все, люди, он сделал после знакомства со Шмуэлем. Бруно не может понять, почему его новый друг боится выйти за проволоку, почему он голодный и не играет с ним в футбол? Шмуэль такой же ребенок, как и Бруно, который должен смеяться, радоваться жизни, бегать по зеленой траве. Вопросов много, ответов нет… Лишенный детства и семьи Шмуэль смотрит в лицо смерти, голоду, страху.

Бруно приносит своему другу еду, хочет прийти к нему в гости. Эта светлая линия в фильме, которая показывает, что вне зависимости от сложной обстановки в стране, в мире, в душе человека сохраняются такие светлые качества, как верность и дружба. Но это, к сожалению, длилось недолго. Казалось, ничего не предвещало беды…

 «Мальчик в полосатой пижаме» (англ. The Boy in the Striped Pyjamas) – полнометражный игровой фильм режиссера Марка Хермана, снятый по одноименному роману Джона Бойна в 2008 году. Съемки фильма проходили в Будапеште. Лента удостоилась множества призов и наград на международных и европейских фестивалях.

holokost1

Бруно попадает в гости к Шмуэлю: роет подкоп, переодевается в полосатую одежду и пролезает под сеткой. Мальчик отправляется в вечное путешествие, не осознавая того, что за проволокой находится страшная машина по имени Смерть.

Самым сложным и тяжелым эмоциональным моментом для меня стал финал фильма – истощенных евреев вместе с детьми безжалостно загоняют в темную комнату. Бруно опустил голову, взял крохотную ручку Шмуэля и крепко сжал. «Мой лучший друг на всю жизнь», – сказал он тихо. Это были последние слова девятилетнего черноволосого мальчика с голубыми глазами, попавшего на «фабрику смерти». Он сам не осознавал, что это конец. Вмиг все ахнули, и скрипучие железные двери закрылись. Вокруг темно… Впереди – смерть. Именно в этот момент понимаешь, почему из длинных печных труб идет черный дым.

Меня потрясла бесчеловечность. Кто дал право этим «людям» распоряжаться судьбой народа? В печи не евреи, а в первую очередь живые люди! Вот и получается, что война создает новые жесткие, бескомпромиссные законы.

Благополучная семья не дождалась сына. Бессердечный папа находит детскую одежду возле колючей проволоки и с ужасом осознает, что случилось с сыном. Он не успел спасти сына, так как машина смерти была уже запущена. Мне кажется, его еще долго будет мучить ужасный запах трупов, напоминая сожженного заживо сына. Неужели так важно, какой национальности человек? Все люди на земле, несмотря на то, какой они нации, имеют право на жизнь, и никто не имеет права решать, кому сколько жить.

В фильме есть и положительные герои, которые выступают против фашистской диктатуры. Мать Бруно, Эльза, не сразу понимает, где они находятся и что за дым идет из труб… Осознав все это, она, как любящая мать, боится за своих детей. Она тяжело воспринимает то, что ее муж участвует в построении благополучного государства на костях и слезах невинных людей. Что же может быть дороже детей? Однозначный ответ – самое дорогое у любого народа – дети! Нацисты физически уничтожали евреев. Концлагеря служили орудием для решения этой задачи: было уничтожено шесть миллионов евреев, среди них полтора миллиона детей.

В эпизоде, где слышится крик матери, понявшей, что она навсегда потеряла сына, осознаешь масштабы преступления, боль матери при потере самого близкого человека. Чистая, искренняя дружба между мальчиками, такие общечеловеческие качества, как милосердие, сострадание, противопоставляются жестокости геноцида.

holokost

Когда мы видим на экране поступки Бруно и слышим рассуждения на откровенные темы, используется эффект «растворения» стен. С одной стороны, это светлый дом Бруно, с другой – темная «ферма», окруженная колючей проволокой, где обитает Шмуэль. В контрасте с серым, темным лагерем, где зверски относятся к пленным евреям, противопоставляются красивые, светлые тона природы. Музыка переносит зрителя во внутренний мир Бруно.

Фильм заставляет глубоко задуматься о ценности человеческой жизни. Режиссер Марк Херман и автор повести смогли объединить в судьбе двух мальчиков миллионы человеческих трагедий, связанных с Холокостом. После таких потерь, трагедий, мы обязаны стремиться к миру, доброте, любви, к бережному отношению к окружающим, помнить об этих тяжелых днях и не забывать о погибших. Фильм «Мальчик в полосатой пижаме» – это свидетельство геноцида евреев во времена Второй мировой войны.

Адель Ахметгалиев, 13 лет

Оставить комментарий