«Татарстанские шорты. Черный квадрат» Малевича

Казанцам впервые представили альманах, собранный из игровых короткометражных фильмов начинающих кинематографистов.

raskol

Представление альманаха начиналось по-домашнему: тихие разговоры в маленьких компаниях и спокойное ожидание показа. В личной беседе Ирина Ульянова, главный специалист отдела фильмопроизводства «Татаркино», объяснила название альманаха: «”Черный квадрат” – потому что все фильмы они несколько мистические, с какой-то загадкой. У ”Квадрата” Малевича тоже есть загадка, вот поэтому мы так и назвали альманах».

«Черный квадрат» – это сборник абсолютно разных историй, которые, будучи собранными в одну фигуру, создают почти мистическую атмосферу и загадочную притягательность – также, как и квадрат Казимира Малевича. Четыре короткометражные ленты – четыре угла квадрата.

eho

Угол первый, «Эхо» Алисы Галиевой

Показ открыла короткометражная лента «Эхо» Алисы Галиевой. Она рассказывает о молодом человеке, который, бродя по лесу – остывая от ссоры с женой – наступает на мину времен Великой Отечественной. В фильме слышно движение каждой травинки, треск каждого сучка при ходьбе главного героя и в этой гармонии звуков вдруг появляется диссонансная нота – щелчок. Щелчок-черта. И эхо этого звука отражается на герое: остается ему только размышлять и набираться смелости для судьбоносного прыжка с мины. Это очень жизнеутверждающая история: она учит тому, что нельзя сдаваться и дает понять, что переосмыслить собственную жизнь никогда не поздно. Именно поэтому она и привлекает зрителя.

ezvr3kuosyq

Угол второй, «Солнечный ветер» Амира Галиаскарова

Продолжила вечер история о парне, которому вернули зрение. Но ненадолго – через год он вновь стал слепнуть. Большая часть тринадцатиминутной картины – это свет солнца, пробивающийся через закрытые веки героя. И это лишь акцентирует внимание аудитории на внутреннем мире персонажа, на его ощущении окружающего пространства. «Картинка» – а её часто нет, или она размыта – дает зрителю понять, что важно не физический мир, но мир отношении и связей, впечатлении и эмоции, где человек может найти себя.  

Угол третий, «Раскол» Ксении Коломойцевой  

Следующей стала картина, повествующая об известном психиатре Сарре Эллз, которая должна помочь полиции узнать у похитителя – куда он спрятал жертву? Более того, работать Сарре придётся с несколькими личностями в одном теле. Обстановка в фильме нагнетается с каждой минутой и дело не только в закрученном сюжете, операторских приемах, и правильно подобранном музыкальном сопровождении. Зрителя привлекает то, как личности похитителя сменяют друг друга в кадре. Облика самого похитителя – точнее тела, что носит в себе эти личности мы так и не увидели. Это приковывает к себе внимание аудитории, заставляя её напряжённо наблюдать за глубинными изменениями в персонажах и взаимоотношениях между ними.

pnevmoniya

Угол четвертый, «Пневмония» Михаила Волегова

Завершила показ история молодой компании – трех парней и девушки, которые выбрались на отдых к озеру. Одна неудачная шутка – героя с перенесенной пневмонией друзья якобы хотели закинуть в озеро – и иллюзорная идиллия рушится, приближая личностный апокалипсис для каждого из героев, что дополняется ещё и появлением на озере маньяка-наркомана. Сюжет истории и то, как она подаётся – фрагментами, элементами, кадрами – заставляет зрителя самостоятельно выстраивать фабулу повествования, воссоздать её целостность. Это – основная причина динамики фильма. Возможно, будь это фабульная, правильно-хронометражная история – то интереса она, может, и не вызвала. То, что мы получили, напротив, заставляет нас смотреть картину, забывать дышать, и думать. Пищи для размышления фильм предоставил много.

И вот, все четыре угла пройдены, обрисованы и заштрихованы и тут аудитория находит новый, пятый угол – в этом и кроется загадка квадрата «Татарстанских шортов». И угол пятый вышел очень острым.

«Это моя дипломная работа. Моей задачей было снять необычный фильм и необычный фильм у меня получился. Недочётов много, но это ничего, я думаю. Конечно, было много текста. Даже не знаю, наверно, пятьдесят процентов не было услышано и понято вами» – призналась Ксения Коломойцева в своей речи перед аудиторией.

Выступила также и Эльмира Рашитова, сыгравшая главную роль в фильме «Раскол»: «Для меня это был очень интересный опыт. Меня, в первую очередь зацепила история поиска и возможность помочь. Все-таки в жизни не бывает «правильно». А бывает так, как бывает. И хотелось передать этот момент: что будучи профессионалом, самоуверенным, достигаешь какого-то уровня, но есть некие, не зависящие от тебя обстоятельства, которые поворачивают всё в обратную сторону и сводит на нет все твои усилия. Мне кажется, каждый сталкивался с такой ситуацией».

Михаил Волегов в своей речи был предельно краток: «Если кто-то что-то не понял, я могу просто вкратце объяснить. Структура истории была разбита на части: то есть была снята линейная история, а потом всё скомпоновалось на разные такие драматические кусочки. Вот такая история».

Фильм для автора «Пневмонии» не является ни произведением искусства, ни формой самовыражения: «Сейчас, наверно, ни то, ни другое невозможно сделать в текущих реалиях. Это просто, скажем, способ мышления». Автор также раскрыл суть фильма: «Фильм говорит о том, что сейчас мы привносим слишком много ненависти, а говорим о любви».

«Тут зло не выигрывает. Якобы добро проигрывает, а зло выигрывает, но тоже – не выигрывает. Ненависть оказалась сильнее, чем любовь, но не победила. Для меня был важен вот именно этот посыл» – признался Михаил Волегов.

Представители «Татаркино» обещали, что показы альманахов продолжатся. О регулярности пока не сообщается. На данном же показе присутствовало около ста человек.

Комментарии

  1. Эльвира
    Фев 15, 2018 @ 20:30:22

    Заинтриговали. Про «Татарстанские шорты» впервые слышу. Хотелось бы посмотреть эти короткометражки.

  2. root
    Мар 20, 2018 @ 15:58:53

    Их обязательно еще покажут. Не раз.

Оставить комментарий