СТРАТЕГИЯ ТАТАРСТАНА: главные направления развития

Татарстан обладает целым рядом стратегических преимуществ, которые крайне важно сохранить и преумножить в дальнейшем.

ВО-ПЕРВЫХ и, одновременно, ВО-ВТОРЫХ, это налаженная и четкая система оперативного управления, в рамках которой обеспечивается координация и концентрация усилий всех ветвей и уровней власти по важным проектам и задачам, что позволяет эффективно и гибко распределять усилия на ключевых направлениях преобразований. Это и есть тот необходимый базис, на котором возможно выстроить механизмы новой экономики.
В-ТРЕТЬИХ, накоплен солидный опыт программно-целевого управления. За последние два десятка лет республика успешно реализовала беспрецедентные по масштабу и результатам программы в области экономики и социальной сферы. Это во многом обеспечило Татарстану значимые преимущества как по развитию инфраструктуры, так и в сфере социальной защиты, межнационального мира, этнического и религиозного согласия.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, достаточно высокий и конкурентоспособный, по сравнению со среднероссийскими условиями, уровень развития столичной городской среды и спортивной и досуговой инфраструктуры. Богатая история, мощное межкультурное наследие, удобное расположение также создают хорошие условия для дальнейшего развития Казани как креативного города.
настоящее время перед Российской Федерацией и ее регионами стоят задачи вы¬бора пути и инструментов дальнейшего социально- экономического развития. Потенциал восстановительного экономического роста, к сожалению, во многом уже исчерпан. Внутрироссийская конкуренция за ресурсы и рынки усилилась за счет заполнения важнейших инвестиционных «ниш». Появились новые барьеры во внеш¬них отношениях, что повлияло на доступность финансовых средств, трансфер инноваций, доступность завозимых товаров. Ускорилась ин¬фляция. Снизились доходы граждан и покупательская способность. И, хотя из-за девальвации вроде бы появились новые возможности раз¬вития промышленности по направлению импортозамещения, памятуя об особенностях выхода из кризиса 2008 года, вкупе с необходимым к адаптации инвестиционным циклом 3-5 лет, нетрудно прогнозировать в ближайшее время рецессию или, в лучшем случае, минимальные темпы роста.
Современная ситуация в мировой экономике также весьма противоречива и турбулентна. Наблюдаются масштабные сдвиги в системе производства, технологиях, образовании.
Изменяется система мирового экономического лидерства, всё новые страны теснят с ключевых позиций традиционных экономических гигантов – США, Европейский Союз.
В этих условиях как никогда важно: во-первых, найти ту рыночную нишу, где наиболее полно можно задействовать имеющийся потенциал, а во-вторых, учитывая относительно небольшой по мировым меркам размер Татарстана, предугадать основные тренды и своевременно и органично «вписаться» в новый мейнстрим экономического развития.
Разделяя в основном идеи и базовые принципы проекта Стратегии «Татарстан 2030», касающиеся повышения качества человеческого капитала, раз¬вития агломераций и кластерной активации, мы бы хотели остановиться на тех моментах, которые представляются нам принципиально важными и которые должны быть более емко представлены в нашей основной Программе.
Все последующие размышления мы постарались построить как на нашем разностороннем опыте участия в раз-работке важнейших республиканских программ с 1994 года, так и результатах обширной исследовательской работы, которую проводит Центр перспективных экономических исследований Академии наук РТ совместно с Министерством экономики РТ и КФУ.
Наиболее острая проблема, требующая внимательного рассмотрения, нам видится в нарастании структурных диспропорций экономики.
Конечно, весьма похвален и отраден рост обрабатывающих отраслей за счет усиления и углубления нефтепереработки и нефтехимии: бюджет республики получает весомые дополнительные поступления, которые, в свою очередь, позволяют реализовывать широкий спектр социальных и инфраструктурных мероприятий. Однако здесь республике приходит¬ся конкурировать с крупнейшими транснациональными корпорациями с постоянными угрозами возможных недружественных слияний и поглощений. Олигополистичность российской экономики в области поставок сырья также формируют для этого дополни¬тельные угрозы.
В результате машиностроение, самолетостроение, приборостроение – отрасли, без которых в современной экономики невозможно обеспечить инновационный прорыв, «растворяются» и «подавляются» нефтедобывающими, нефтеперерабатывающими и нефтехимическими гигантами. Самое проблемное в доминирующих отраслях – относительно невысокая доля фонда заработной платы в выручке, что провоцирует рост дифференциации в доходах занятых и социальные проблемы на территориях, где они компактно расположены. Все это де¬лает очень важным внесение целевых корректировок в стратегические инвестиционные планы республики.

МАРАТ САФИУЛЛИН профессор, директор Центра перспективных экономических исследований Академии наук РТ, проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ.

сафиулин

МИХАИЛ САВЕЛИЧЕВ зам.директора Центра перспективных экономических исследований Академии наук РТ

савеличев

Полную версию материала читайте в № 5 журнала Идель.

Оставить комментарий