Современный татарин – это человек сложной идентичности

В рубрике «Мнение эксперта» в февральском номере журнала «Идель» мы опубликовали статью заместителя Председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (Московского муфтията), ведущего научного сотрудника Института Востоковедения Российской академии наук Фарида Асадуллина.

544311729

В своей публикации ученный рассуждает на тему «монолитности» татарского народа: является ли он таковым и был ли вообще когда-либо единым. А если между татарами, живущими в разных городах и странах, столько различий, тогда что же объединяет нас всех? Что заставляет татарина, выросшего в Москве, в Европе или в Америке продолжать отстаивать свою национальную принадлежность? Как распознать дух народа? Национальная гордость и чувство ответственности за свой народ формируется, прежде всего, элитой нации или пассионариями из народной среды, — считает Фарид Асадуллин. Осознание своей принадлежности к этой группе, причастность к важным историческим процессам – все это лежит в основе национальной самоидентификации.

«Современным татарам, чтобы не отстать от «каравана истории», нужна ясная и прагматичная идеология. Татарская идея может себя реализовать либо в рамках формирующейся «общероссийской национальной идентичности» (содержание которой в конечной редакции пока отсутствует), либо, развивая уже сложившиеся за века тюрко-татарские исторические связи с родственными по языку и культуре народами (страны Центральной Азии и Турция), либо выходить на совершенно новые трансграничные международные (цивилизационные) проекты. Понятно, решение вопроса находится в Москве, но Казань должна предлагать свои рецепты и помнить об интересах миллионов своих соотечественников» — в этом видит автор возможность сохранения и развития этноса.

Попытки найти ответы на вопросы: что такое современный татарский народ, как формировались татарские диаспоры в различных этнокультурных условиях, и какую роль до сих пор играют традиции ислама во все более европеизированной национальной жизни татар – все это в статье Фарида Асадуллина в февральском номере журнала «Идель».

Оставить комментарий