С чего начинается писатель

Поступая в  университет, я писал экзаменационное сочинение под названием «С чего начинается Родина?» В те годы это была
популярная тема. А вот сегодня мне хочется поговорить о том, с чего начинается писатель, и сделать это на примере казанского
автора Альбины Нурисламовой.

…Едва научившись читать по сло­гам и писать неуклюжими печатны­ми буквами, пятилетняя девочка пыталась сочинять стихи. Дедушка старательно записывал под диктов­ку внучки первые наивные строки про неугомонного медвежонка, ко­торый не желает ложиться спать, про колючего ёжика, что не боится злых зверей, и про любимую маму, кото­рая «веселее песни, светлее солнца и нежнее ручья».nurislamova-albina-ravilevna

…Незаметно пролетели несколь­ко лет, и второклашка Альбина Ах­метшина – хрупкая девочка кро­шечного росточка – после школы мчалась в библиотеку. Страсть к чте­нию оказалась настолько велика, что её буквально невозможно было оторвать от очередной книжки. Де­вочка была записана сразу в четы­ре библиотеки, и сотрудница одной из них даже устроила ей первый в жизни экзамен по литературе: никак не могла поверить, что ребёнок дей­ствительно успевал за короткое вре­мя прочесть все взятые книги.

…Попыток писать собственные тексты, прозаические и стихот­ворные, Альбина тоже не оставля­ла – напротив! Писала, как и чита­ла: взахлёб, увлечённо, с огромным желанием. Уже к окончанию школы изложенное с трудом помещалось в специально отведённый под руко­писи ящик письменного стола: около трёх сотен стихотворений, несколь­ко повестей, больше десятка очер­ков и рассказов, а ещё поэмы, сказки, дневниковые зарисовки…

Дальше всё складывалось впол­не логично: был с отличием окончен факультет русской филологии, а за­тем и юрфак, пройден большой путь в печатных изданиях нашей респу­блики – от рядового корреспондента до главного редактора. А параллель­но будущая писательница, успевшая сменить фамилию на Нурисламову и обзавестись детьми, продолжала пи­сать – правда, исключительно прозу. Поэтические опыты остались в про­шлом, так и не увидев свет, если не считать одного печального опыта, когда её стихи были опубликованы под чужим именем.

К тридцати четырём годам Аль­бина Нурисламова «созрела» для крупной прозы и написала первый роман. Вскоре – ещё один и ещё…cover_thumb

vycherknutaya-iz-zhizni-si_463229

Когда мы познакомились, а было это в 2012 году, она успела создать множество текстов. И больше всего меня поразило то, что до этого не сделала она ни единой попытки об­народовать их, обратиться в изда­тельства и редакции литературных журналов. Такая вот весьма необыч­ная скромность. Обыкновенно ведь авторы поступают наоборот: упор­но штурмуют редакционные пороги, имея за душой пару стихотворений или рассказов.

И вот первая публикация в жур­нале, первое интервью с безус­ловно даровитым автором. И что характерно, интервью это имело весьма точное название «Тёмная ло­шадка выходит на свет». И в самом деле, писатель Альбина Нурисламо­ва взялась как бы ниоткуда, никто о ней ни в редакциях, ни в литобъе­динениях и слыхом не слыхивал, она вырвалась на литературные просто­ры, как джинн из неожиданно раску­поренной бутылки.

Сегодня молодой автор стреми­тельно движется по стезе литератур­ного творчества. За короткий срок в казанских издательствах были изда­ны три её прозаических сборника, а недавно в Москве стартовала книж­ная серия «За гранью. Мистические триллеры Альбины Нури»: увидели свет два романа – «Вычеркнутая из жизни» и «Пропавшие в раю». Соб­ственно, это и послужило информа­ционным поводом для настоящей статьи.

Хочу сказать главное: перед нами писатель взаправдашный, писатель по глубинной своей сути. Для неё важно творить, для неё счастье – письменный стол и, образно гово­ря, бумага белая и чёрные чернила. Она издаётся в Казани уже пять лет, и за всё это время не провела ни од­ной презентации! Первая встреча с читателями, посвященная выходу двух вышеупомянутых романов и организованная, подчёркиваю, не ею самой, прошла лишь этой вес­ной, в апреле.

Само название новой автор­ской серии говорит о том, что книги, которые издаются в её рамках, написаны в жанре ми­стики. Точнее, мистического реализма. Суть поэтики ро­манов Нурисламовой вкратце можно обозначить как «ужасное в обычном», когда магические элементы на­кладываются на полотно действительности, вплетаются в привычную картину мира. Этот жанр имеет под собой богатую литературную основу: достаточно вспомнить Гоголя, Алексея Толстого, Михаила Булгакова, Эрнста Го­фмана, Анну Рэдклиф, Эдгара По, Оскара Уайлда, Габриэ­ля Маркеса, Стивена Кинга, Айру Левин, Уильяма Блэтти, Роберта Маккаммона и многих других.

Вслед за своими предшественниками Альбина Ну­рисламова обращается к потусторонней, таинственной части бытия, поднимая при этом сложные философские, нравственные и психологические проблемы, погружая читателя во внутренний мир человека. Если убрать из романов всю мистику, то перед нами окажутся крепко сработанные психологические триллеры.

Пересказывать содержание романов не стану – скажу лишь, что автору удаётся создавать необычайно увлека­тельные истории. По собственным словам Нурисламо­вой, она всегда стремилась писать так, чтобы читатель оказался с головой втянутым в повествование, не мог оторваться, отложить книгу и забыть о ней. По-моему, это ей удаётся.

Повествование у неё развивается стремительно, ат­мосфера накаляется с каждой строкой, одна картина сменяет другую. Я уже отмечал: у Альбины Нурисламовой удивительно лёгкое перо. Она и сама говорила мне, что пишет быстро, новые повороты сюжета и образы свобод­но рождаются в воображении. Может, потому и читаются её книги с неослабевающим вниманием?

Ещё одной характерной чертой творческой манеры писательницы считаю умение создавать живые, из плоти и крови, персонажи. Это не куклы, появившиеся на свет по велению автора для воплощения его идеи, а именно люди, наделенные индивидуальными чертами, неодно­значные и запоминающиеся.

При чтении её прозы человек волей-неволей начи­нает воспринимать персонажей как знакомых людей, верить в их подлинность, сопереживать. Эта тщательно культивируемая писателем реалистичность, на фоне ко­торой развивается мистический сюжет, как раз и придаёт восприятию особую остроту.

Завершая свою статью, хотел бы поздравить Альбину Нурисламову с успехом и у себя в Казани, и в Москве – с выходом романов в крупнейшем издательстве страны. Одновременно напоминаю всем, что творчество её не ограничивается рамками мистических триллеров. Это разносторонний автор, она – и сильный писатель-реа­лист, и крутой мистик… Так что, дорогой читатель, выби­рай себе по душе.

…А всё-таки вернёмся к началу статьи – с чего на­чинается писатель? Ответ прост. Его сформулировала сама Нурисламова: писатель начинается с письма. Для того чтобы стать писателем, надо, прежде всего, писать. Учиться это делать, совершенствоваться и писать, пи­сать, писать …

Оставить комментарий