Редакторы «Татар-информ»: российское образование сложно назвать актуальным

Мы попросили руководителей авторитетного информационного агентства Татарстана высказаться на тему современного российского образования.

Алсу Исмагилова, шеф-редактор татарской редакции ИА «Татар-информ»

Современное российское образование сложно назвать актуальным. В мире, в котором ценятся такие профессиональные качества, как креативность, находчивость, нестандартное мышление, а успешный процесс получения новых знаний носит динамический характер, современная российская школа продолжает выпускать ребят трех сортов – отличников, ударников и троечников, и двух видов – гуманитарии и математики. О развитии индивидуальных способностей речь вообще не идет. О профориентации ребят школа тоже не заботится. Ребенок выходит с результатами ЕГЭ и подает документы на инженера, и на всякий случай еще в медицинский, и на крайний случай – в нефтяной. Куда возьмут, туда и пойдет. Это не свидетельство разнопланового развития, а признак отсутствия профессиональной ориентированности. Мне близок журфак, поэтому приведу его в пример. Сейчас там практически не учатся те, кто мечтает быть журналистом, а учатся те, кто прошел туда по ЕГЭ. И неважно, писал ли он в детстве статьи, есть у него публикации или нет. Еще скажу про десятый-одиннадцатый. Это уже не школа, а курсы подготовки к ЕГЭ, и у каждого родителя, наверное, встает вопрос – а стоит ли оставаться в старшей школе? Про качество образования, обобщая, можно сказать, что качество в российских школах делают репетиторы. У каждого ученика практически по 2 — 3 репетитора. Это признак несостоятельности системы образования. Ребенок, который отучился в школе без репетиторов (я сейчас не говорю о самородках и гениях), представляет собой недоученного отпрыска, который мало что знает. Я не понимаю, почему так происходит. Дети практически не имеют глубоких знаний. Всеобщая неграмотность, незнание элементарной географии, физики, хотя бы минимума литературы, незнание английского. Ощущение, что в школе даже не учились. Сегодня мы живем в мире, когда в работе ценятся не профессиональные качества. Но это уже другая тема….

alsu-ismagilova2-1

Аяз Исмагилов, заместитель генерального директора ИА «Татар-информ».

Волнует, разумеется, вопрос ущемления национальных языков и проблема преподавания языков в принципе. Русского в том числе. Не хочу никого обидеть. Знаю много хороших учителей русского, но почему то из школ выходят люди, которые абсолютно не умеют нормально изъясняться на русском языке. Я имею в виду тех, для кого русский – родной, а не выходцев из татарских деревень. Чаще всего это, казалось бы, люди, чего-то добившиеся в жизни и занимающие высокие посты. Малый процент выпускников школ владеет иностранным – тоже проблема. Считаю, надо сделать школьную программу более гибкой, больше ориентированной на интересы и способности детей. Сегодня школа дает очень много бесполезного балласта. Кому-то химия не нужна, а он ее вынужденно учит. А если часы, отпущенные на нее, использовать более конструктивно, пользы для ребенка в будущем было бы гораздо больше. Вот это самое главное, что волнует лично меня.

ayaz-ismagilov

Рамис Латыпов, заместитель генерального директора – главный редактор татарской редакции ИА «Татар-информ»

Принято жаловаться: О да! Вот раньше было образование ого-го! Школы хорошие, учителя добрые, образование передовое. А сейчас что? Учителя бесправные, дети избалованные, а ЕГЭ – один большое ужас.

Это знакомое явление. Что самое дорогое на свете? Это молодость. Мимолетное, самое приятное явление в жизни. Мы всегда скучаем по ней. А все плохое забывается. Вот, например, наши предки, через что только они не прошли: и война, и голод, и разруха. А все равно скучают по тем временам. Почему? Да потому что молодые они были тогда.

Вот мы критикуем «ужаснейшее» российское образование. Но пройдет сорок с лишним лет, и пенсионеры шестидесятилетние, или, там, шестидесятивосьмилетние – смотря какой закон примут – будут скучать о милейшем российском образовании. Как мы сейчас с трепетом вспоминаем о летних лагерях с кострами и приемом в пионеры, они будут воспоминать, как мило решали домашнее задания, списывая с Интернета, и как душевно раздевались при проходе через турникет для сдачи ЕГЭ.

Про сегодняшнее образование я не могу сказать ничего плохого. Есть прекрасные школы, есть прекрасные учителя. Да, в 90-е годы много случайных людей попало в систему образования и сейчас обучает детей. Да помилуйте, а не было ли их в советское время? Учителями становились вчерашние ученики после семилетки. Хорошими ли были они специалистами? Попробуйте объяснить это пенсионерке – его ученице – обратное. Да молодая она была тогда и была влюблена в него!

Да и многие молодые родители, которые пишут о советском образовании как о чем-то святом, взвыли бы от правил тех времен. Ведь, например, учителю ничего не стоило дать по голове нерадивого ученика, и никто на это не жаловался: так было принято. Сейчас об этом не вспоминают, как будто так было всегда: чуть что – родители жалуются в прокуратуру.

Ничего не бывает совершенно черным, так же как ничего не бывает совершенно белым. А самое ценное в жизни – молодость. Мы будем всегда любить тебя, о молодость.

ramis-latypov5

 

Оставить комментарий