PRO-движение-2017: открытие новых драматургов Татарстана

В последних числах октября в творческой лаборатории «Угол» состоялись художественные читки этих пьес, встречи с членами жюри, лекции.


Директор Центра современной драматургии и режиссуры «Центр. Первый», организатор конкурса Анастасия Радвогина

foto-ilnar-tuhbatov

делится своими впечатлениями об авторах, о пьесах, о состоянии современной драматургии.

В конце сентября подвели итоги регионального драматургического конкурса PROдвижение-2017, в шорт-лист вошли шесть пьес татарстанских авторов:

«ДУХ СОМНЕНЬЯ» Дина Сафина.
«ДУСЬКИНА ДАЧА». Альбина Гумерова
«ДОЖИВЕМ ДО ВЫХОДНЫХ». Камиль Гимаздтинов.
«БЫВШАЯ, ШКОЛЬНАЯ». Андрей Жиганов.
«ТАРАКАНЫ». Марина Шишкарёва.
«КРЫСОЛОВ». Павел Поляков.

foto-ramis-nazmiev9
Настя, расскажите, кому и когда пришла идея организовать подобного рода конкурс? И почему вы решили сделать его региональным, а не всероссийским или хотя бы поволжским, например?

В 2015 году Инна Яркова совместно с фондом современного искусства «Живой город» привезла в Казань модуль Школы театрального лидера. Нескольким командам, в состав которых входили директора театров, актеры, режиссеры, художники, менеджеры в сфере искусства, предлагалось разработать различные театральные проекты, которые могли бы получить возможность реализации в Татарстане. Идея создания центра драматургии возникла именно в рамках этого модуля, который возглавляла Елена Ковальская. Подобные центры существуют по всей стране, и мы подумали, что было бы здорово создать и в Татарстане такой же. После я презентовала проект в Министерстве культуры РТ и в рамках программы президента его поддержали. Естественным шагом для открытия центра драматургии стало объявление конкурса пьес. Мы решили разделить работу центра на два основных направления: выявление местных драматургов и образовательная программа для молодых авторов. По этому принципу произошло деление на сезоны: сезон – объявление и проведение конкурса, сезон – проведение драматургических лабораторий. Для первых лет работы проекта нам было очень важно задействовать именно местных авторов для формирования драматургической среды в Татарстане. Так как мы сами являлись членами театрального сообщества, но почти ничего не знали о драматургах Татарстана, нам нужно было узнать, как обстоят дела в регионе. Уже сейчас я понимаю, что настал тот момент, когда мы можем начинать выходить за границы региона, и в первую очередь это необходимо нашим авторам для дальнейшего профессионального роста.

foto-ramis-nazmiev12

Сколько было прислано пьес на конкурс? По каким критериям отбирали?
На конкурс поступило 59 пьес от 43 авторов. В этом году мы не ставили ограничения на возраст, нам можно было присылать пьесы любых жанров, написанных в любой авторской технике, на любую выбранную тему. На отбор пьес мы как организаторы не имеем никакого влияния, и это для нас принципиальный момент. Для нас так же, как и для авторов, важно иметь объективную оценку текстов, для этого мы пригласили в отборочную комиссию профессиональных людей с огромных ридерским опытом. Именно на их плечи полностью легла ответственность за выбор пьес в лонг-лист и шорт-лист конкурса. К сожалению, я не смогу ответить за наших ридеров, на что конкретно они опирались при отборе, но я думаю, что основными критериями являлись актуальность пьес, их структурность и, конечно же, это должны были быть именно театральные тексты.

foto-ramis-nazmiev16

Как выбрали членов жюри, почему именно этих людей?
Нияз Игламов является нашим постоянным ридером, он с нами с самых первых начинаний. Так же, как и у Елены Ковальской и Алексея Киселева, у Нияза есть огромный опыт и компетенция в качестве жюри подобных конкурсов. Все члены отборочной комиссии являлись ридерами и членами жюри таких конкурсов и фестивалей, как «Любимовка» и «Золотая маска». При выборе членов отборочной комиссии мы полагались на их профессионализм и опыт в подобных проектах.

foto-ramis-nazmiev8

Какова, по-вашему, сверхзадача такого конкурса и справилось ли PROдвижение-2017 с ней?
Я думаю, что когда затевается любой творческий конкурс или лаборатория, сверхзадачей такого мероприятия растормошить, оживить профессиональное сообщество. Конкурс– это толчок к индивидуальному действию. Для PROдвижения-2017 основной задачей являлось открытие новых имен, новых текстов, новых форм. Мне, например, отрадно видеть ребят, которые в прошлом году занимались в нашей драматургической лаборатории у Юры Клавдиева и Любы Стрижак, а через полгода входят в шорт-лист конкурса, это означает, что они продолжают саморазвиваться в этом направлении. Справились ли мы со своими задачами, говорить пока рано, процесс еще не завершен, и в конце ноября мы увидим воплощение текстов в театральных эскизах. Самой большой победой для нас станет, если хотя бы одну пьесу возьмут на рассмотрение и постановку в театр.

foto-ramis-nazmiev

Как считаете, удалось ли вашему конкурсу открыть новые имена в драматургии? Почему именно эти авторы? Что в них особенного?
Несомненно, конкурс открыл для нас новые имена. Например Андрей Жиганов является абсолютным открытием с точки зрения поиска нового драматургического языка. Когда появляется новая форма текста, появляется, вынуждена появиться, новая форма воплощения этого текста в театре. За этим интересно наблюдать.

foto-mariya-sivova2

Можете ли определить тенденции драматургии? Что волнует авторов, какие проблемы, какие темы они трогают? Есть ли нечто общее, что объединяет пьесы?
Я не возьмусь определять тенденции на сегодняшний день, просто потому, что я не имею достаточной компетенции для ответа. Думаю его нужно адресовать нашим экспертам. На мой взгляд, все пьесы объединяет проблема самоидентификации так или иначе. Поиск ответа на вопрос «Кто я?»

foto-mariya-sivova

Как считаете, какие пьесы будут поставлены в театрах Татарстана и России? Будете ли вы этому способствовать и каким образом?
Я считаю, что пьеса Альбины Гумеровой «Дуськина дача» идеально подходит для профессионального театра. С первого же прочтения я очень четко увидела перспективу ее постановки, например, в нашем казанском Тюзе. Я думаю, что женская половина труппы была бы очень рада такой пьесе. Поэтому хочется приложить максимум усилий для того, чтобы руководство театра обратило свое внимание на эту пьесу. Также у нас есть замыслы по поводу воплощения одного из текстов в творческой лаборатории «Угол», но не буду забегать вперед раньше времени. После завершения сезона, мы обязательно делаем рассылку пьес по всем театрам Татарстана. Также в перспективе, мы думаем издать сборник пьес, который также будет рассылаться по театрам и филиалам СТД.

foto-ramis-nazmiev2

Вам самой какие пьесы конкурса больше всего запомнились? Если бы вы были режиссером театра, какую пьесу вы бы поставили в первую очередь?
Я бы действительно взялась за пьесу Андрея Жиганова «Бывшая школьная». Мне очень интересны экспериментальные вещи.

foto-ramis-nazmiev15

Планируете ли проводить подобные конкурсы в дальнейшем? Что бы вы изменили в организации?
Да, следующий конкурс пьес PROдвижение мы планируем провести в 2019 году. А следующий сезон посвятить образовательной программе для молодых авторов. В организации конкурса я бы улучшила систему отбора самих текстов, ввела бы систему кураторских блоков– чтобы каждый ридер отвечал за свой блок, свое направление и соответственно формировал шорт-лист в зоне своего блока. Также я буду работать над улучшением модерации обсуждений с авторами и аудиторией, в этом году случился провис в обратной связи, а она является очень важной составляющей для формирования дискурса.

foto-ramis-nazmiev3

Конкурс инициирован центром современной драматургии и режиссуры «ЦЕНТР.ПЕРВЫЙ» и осуществлен при поддержке Министерства культуры РТ и Фонда поддержки современного искусства «ЖИВОЙ ГОРОД», при участии Союза театральных деятелей РТ, ТГАТ им. Г. Камала и КАРБДТ им. В.И. Качалова.

Цели центра: развитие современной драматургии Татарстана; интеграция татарстанских авторов в российский и международный литературно-театральный процесс; создание репертуарной базы актуальных пьес.

foto-ramis-nazmiev6

foto-ramis-nazmiev14

фотографии: Рамиса Назмиева, Анастасии Шароновой, Ильнара Тухбатова, Марии Сивовой

Оставить комментарий