Предельные асаны Александра Таишева

Когда я впервые нашла профиль Александра Таишева в фейсбуке, меня привлекло не столько то, что у нас одинаковая, достаточно редкая фамилия, но и то, что мы оба увлечены йогой. Правда, несмотря на десять лет практики, рядом с ним я лишь прилежная ученица. Мы встретились в Москве на Чистых прудах в семь часов утра на первом занятии. Становясь в позу журавля или собаки, я мысленно сравнивала практику йоги в своем спортивном комплексе в Казани. Спустя полтора часа после занятия я разглядывала стены йога-студии, украшенные работами с фотопроекта «Практика-жизнь» Маши Негреевой, а помощница Александра, Мария, заварила в стеклянном чайнике травяной чай. Вскоре появился и сам Александр…

 Александр Таишев (Шамбо) – ведущий специалист по Хатха Йоге на территории России и СНГ. Сертифицирован Международной Федерацией Йоги.  Один из основателей Черниговской Линии Хатха Йоги. Автор методики «ЧАКРА САДХАНА».

Автор информационно-практических семинаров «Внутренние аспекты практики йоги» по главным направлениям Хатха йоги: асана, шаткарма, пранаяма, мантра и медитативные практики, основанные на классических принципах поэтапного воздействия на тело, энергетическую систему и сознание.

_mg_9399-1

– Кстати, в переводе с тюркского «тай» означает «годовалый жеребец», «иш» – «друг». Некоторые лингвисты трактуют нашу фамилию Таишевы: «верный товарищ, как жеребец». Откуда вы родом?

– Мои корни происходят из Казани. Отцом моим был Фердинанд Абдулкаюмович Таишев. Он родился в Ульяновске и познакомился с моей мамой в Ростове-на-Дону, куда поступил учиться в Инженерно-строительный институт (РИСИ). Спустя некоторое время он уехал по распределению в Йошкар-Олу. В нашей семье три брата: Михаил, Камиль и я, Александр. Отец был художником, он ушел из жизни рано, и мы бережно храним его картины в нашей домашней галерее. Отцовские гены передались и нам: Камиль стал скульптором, а я, окончив Педагогический институт в Москве, в начале своей карьеры стал художником. И до сих пор очень люблю рисовать пастелью, особенно пейзажи. Однажды мне стало известно, что мама, которая уважала татарские традиции и очень любила нас радовать татарской выпечкой (по субботам она традиционно пекла целый тазик перемячей), не захотела дать своим детям татарские имена. А меня и вовсе хотела назвать французским именем Винсент, как известного нидерландского художника Винсента Ван Гога. Поразительно, но из всех течений мне самому больше всего  нравится импрессионизм.

 – Чем вам импонирует импрессионизм и чье творчество вам особенно дорого?

– Импрессионисты, используя новые техники, переливающиеся мазки, яркие, насыщенные цвета, сумели передать изменчивость и подвижность окружающего мира. Мне нравятся картины Клода Моне, Эдуарда Мане и его несколько провокационная «Завтрак на траве», творчество Эдгара Дега и его «Голубые танцовщицы», Пьер Огюст Ренуар и его реалистичный холст «Бал в Мулен де ла Галетт»….

– В нашей стране йога – сравнительно молодое направление. Как вы стали поклонником йоги в 12 лет?

– Я занимаюсь практикой в йоге около 25 лет. Как я пришел… С детства в нашей семье было увлечение боевым искусством, карате. В йогу меня привел мой брат Камиль, который старше меня на четыре года. С детских лет он является авторитетом для меня, и я всегда прислушивался к его советам. Теперь сложно представить себе то время, когда не было специализированного учебного заведения, не было опытных практиков в медитации и асан. Это сегодня можно зайти в интернет и найти видеосюжеты по всем интересующим направлениям. А тогда мне чудом удалось найти книгу известного мастера, практиковавшего «Айенгара йога дипика». Она представляет собой руководство по освоению приемов искусства йоги от начального до продвинутого уровня. Со временем в моей жизни появились единомышленники. Родоначальник йоги в России Андрей Седерский внес большой вклад в развитие йоги в постсоветском пространстве. Постепенно мой уровень овладения техникой, углубления практик возрастал, а через некоторое время начались поездки в Индию, которая считается родиной йоги как философского учения и источника знаний. Зачатая еще во времена существования цивилизации ариев, йога объединяет не только физические, дыхательные практики для тела, медитацию, но и духовное совершенствование.

– На ваш взгляд, что действительно важно в жизни?

– Под крышей нашей йога-студии собираются единомышленники, которые не просто занимаются укреплением физического тела, но и энергетической практикой йоги различного уровня: пранаямой и медитацией. По моему глубочайшему убеждению, главное – это совершенствование самопознания, это гармоничная жизнь с окружающей средой и самим собой. Во время занятий мы восстанавливаем эмоциональный, ментальный и физический уровни. Большое внимание уделяем дыхательной технике Сударшан Крия, которая снимает стресс и способствует телесному здоровью, улучшению иммунитета. И в этом нашим ученикам помогают опытные учителя.  Если рассматривать цель йоги, то это начало пути, на котором более качественно и глубоко можно понять свое личностное предназначение.

В жизни важно раскрывать себя и потенциал, который находится внутри нас. Гаджеты, которыми увлечена молодежь, заставляют нас постоянно присутствовать на внешнем уровне. Селфи для многих становится болезнью: постоянная демонстрация внешности, но не сущности внутреннего мира. Компьютерные технологии дают возможность делиться своими знаниями. К примеру, в интернете можно найти видео с моими уроками по йоге «Предельные асаны». Молодым людям нужно научиться находить тонкую грань между материальными и духовными ценностями.

– Есть мнение, что специалисты по хатхе-йоге и другим направлениям сегодня в России стали даже более продвинутыми, чем в Индии. Можете ли вы согласиться с данной позицией?

– В Москве, да и вообще по стране много опытных специалистов, которые идеально освоили пранаямы и асаны. Действительно, без преувеличения можно сказать, что проработка у нас более целостная. Нужно учитывать, что на работу с телом и йогическую практику самое большое влияние оказывают погодные условия. В жарком климате Индии люди находятся, образно говоря, в «распаренном» состоянии, а в таких условиях тяжелее сконцентрироваться. Практика здесь не такая динамичная, более спокойная, чем у нас. Я не говорю, что нет динамики. Однако наша практика более целостная, и практика асан включает силовые элементы. Во время своего обучения мне приходилось обращать внимание на то, что индусы стараются ограничивать силовые практики. Многие индусы являются вегетарианцами. Несколько лет назад я и сам осознал, что у людей, у которых отсутствует потребление мяса, более гармоничная жизнь. Предпочитаю простую пищу, больше круп и овощей. Жизнь во всех аспектах должна быть без насилия. По себе могу сказать, что, как только я стал вегетарианцем, ощутил особую легкость во всем теле, а это очень важно для тех, кто занимается тонкими технологиями.

В теоретическом аспекте существуют курсы подготовки специалистов. Я и сам читаю лекции в Московском университете йоги, а с его директором нас связывают дружеские отношения.

_mg_9433-c1

– Кем являются ваши ученики?

– Каждый преподаватель притягивает определенную категорию людей. Во время занятий и общения ты чувствуешь, что тот или иной человек близок к тебе. Мы создаем пространство, которое притягивает в нашу команду интеллигентных, сильных, успешных людей. Это близкие мне люди, в которых я чувствую гармонию и силу. Перефразировав, можно сказать: покажи, кто твой ученик, и я скажу, кто ты. Можно добавить, что после длительного общения ученики утрируют качества своего учителя, это касается как положительных, так и отрицательных качеств: спокойствие и агрессивность. Закон Вселенной таков, что подобное притягивает подобное.

– Много ли студий йоги в Москве?

– Около пятисот. Для кого-то это бизнес, а для меня площадка для реализации своих знаний. До организации студии я занимался не только живописью, но и туризмом. Жизнь подарила мне возможность объединить эти любимые направления: совместно с учениками мы выезжаем на семинары, которые проводятся в России, в Таиланде, Черногории, Израиле, Индии. Кроме практики, мы расширяем свое знание о мире, знакомимся с традициями народов и их религией. Йога – это стиль жизни, который выбирают люди, проходя разные этапы. Добавлю, что в Америке очень большой интерес к йоге, которая преподается на продвинутом уровне.

– В Индии проживают представители разных верований: буддисты, мусульмане. Вы родились в семье татарина и украинки. Во время практики асан я заметила, что одна из поз похожа на позу во время чтения намаза. Какая религия ближе вам как человеку, большую часть жизни практикующему йогу?

– Мы рождаемся свободными, и в эпоху космополитизма стираются границы. Я не чувствую особого разграничения в религиях, и мне комфортно во всех храмах. Энергия везде одинакова. Когда люди приходят в мечеть или церковь, в буддистский храм или синагогу, они все настроены на молитву. Так и в нашей йога-студии люди нацелены на свое духовное обновление и совершенствование. Как приветствует нас с фотографии индийский гуру, один из самых влиятельных людей Индии, посланник мира Шри Шри Рави Шанкар: «Самое лучшее в жизни — это сохранить равновесие между эмоциями и интеллектом, между сердцем и умом».

 

Оставить комментарий