Писатели-мужчины нашли ответ на главную проблему татарской литературы — виновата Зифа Кадырова

Члены Союза писателей Татарстана, обсуждая сегодняшнее положение татарской литературы, значительную часть разговора отвели к анализу творчества Зифы Кадыровой – как писателя, много лет поставляющего «рыночную литературу».

img_8813

К проведению круглого стола, посвященного месту прозы в татарской литературе и тенденциям ее развития, организаторы подошли очень серьезно. Статусность мероприятия подчеркивало и то, что с основным докладом на нем выступила вице-президент Академии Наук РТ, профессор литературы Дания Загидуллина.

Союз писателей РТ, желая отдельно рассмотреть творчество писателей-женщин, попросил литературоведа Гульфию Гайнуллину проанализировать произведения писательниц, опубликованные в журналах «Казан утлары» и «Идель». Их просьба была удовлетворена – анализ был проведен.

Правда, заведующий отделом прозы журнала «Казан утлары» Камиль Каримов заявил, что против разделения литературы по половому признаку. Он предложил делить ее на литературу «серьезную» и «рыночную».

Зифу Кадырову первым вспомнил маститый писатель Вахит Имамов. «Все наши учителя татарской литературы читают Зифу Кадырову. Что же они не стали читать тех, кого тут перечислила Дания Загидуллина? Почему они не читали борца за права татарского народа Фаузию Байрамову?», – вопрошал в ходе своей пламенной речи главный редактор газеты «Мэдэни жомга», автор исторических романов, лауреат премии им. Г.Тукая.

Наша литература запестрела примесями из плодов творчества самодеятельных писателей. У каждого района, каждой деревни есть свой самодеятельный писатель. Словами Мудариса Аглямова – речь идет об умении отличать поэзию от стихоплетства. Иногда мы наблюдаем попытку ставить эти произведения в один ряд. Видимо, это и есть наше слабое место – путаем настоящую литературу и самодеятельность», – донес свое мнение до участников круглого стола литературовед Альфат Закирзянов.

«Я рад, что писателей становится больше, даже самодеятельным писателям рад, они ведь пишут искренне, примитивными называть их некрасиво – они наивны. В пример такой самодеятельности приводят Зифу Кадырову. Я Зифу Кадырову не отрицаю, – говорит ученый. – Литература это – тема, проблема, идея. Тема должна привлекать, второе – какие средства она использует, чтобы донести события и явления до читателя, и какую мысль доводит идея произведения? Она должна проникать в душу, мучить, беспокоить… А ведь Зифа Кадырова в своих произведениях умело создает интригу, этим и держит», – отметил он.

«Вы сказали тема, проблема, идея, но забыли упомянуть об изобразительных средствах, – присоединился к разговору заведующий отделом прозы журнала «Казан утлары», писатель Камиль Каримов. – Могу сказать и то, что в нашем журнале ни одно произведение Зифы Кадыровой не было напечатано, и сама она ни разу не предлагала».

«Те, кто читает Зифу Кадырову, больше не читает нас», – сказал Рафкать Карами.

«Сейчас нет литературной прессы для детей. В детстве мы из газеты «Яшь ленинчы», журнала «Ялкын» читали Габдулхая Сабитова, Розу Хафизову. Если потеряем детей, нас некому будет читать. Даже Зифу Кадырову, – подключился к разговору лауреат премии им. Г.Тукая, прозаик, драматург и поэт Ркаил Зайдулла. – Говорю со всей ответственностью: Зифа Кадырова ничем не хуже многих наших прозаиков. Если народ читает, значит, и у таких произведений есть право быть читаемыми и опубликованными».

«Марсель Галиев прочитал ее книги, ему понравилось», – добавил первый заместитель председателя Союза писателей Татарстана, модератор заседания Рамис Аймет.

«У нее есть свой читатель», – поставил точку в теме Альфат Закирзянов.

А в это время…

В репертуаре Набережночелнинского татарского государственного драматического театра имеются два спектакля по произведениям Зифы Кадыровой. Это спектакли, которые «кормят» театр.

Спектакль «Язмыш сынавы» («Испытание судьбы») по сценарию Ркаиля Зайдуллы в Челнинском татарском драмтеатре был выпущен режиссером Ильдаром Хайруллиным в марте 2016 года.

«Судьба постоянно испытывает людей. Альфия, оказавшаяся причиной разрыва отношений Тахира и Муниры, сама встает перед выбором. Сможет ли Альфия успешно пройти испытание судьбы? Не сломает ли ее перед трудностями расставание с любимым? Зрители спектакля ищут ответы на эти вопросы», – говорится в аннотации театра к спектаклю.

По просьбе зрителей в 2017 году челнинский театр выпустил еще один спектакль по произведениям Зифы Кадыровой. Пьеса была написана по самой первой книге писательницы – «Сомбель». Спектакль получил название «Сагынырсын, мин булмам» («Соскучишься, но меня уже нет»).

Сомбель влюбляется в Булата с первого взгляда. Но для него это всего лишь мимолетные отношения. Узнав, что девушка ждет ребенка, он и не думает на ней жениться. Руку помощи протягивает родной брат Булата Байрас – он признается Сомбель в своих чувствах. Теперь девушке предстоит решить, какой ей путь в жизни выбрать? С кем ей быть – с Байрасом, готовым отдать за нее жизнь, или же побороться за отца своего сына, человека, отвергнувшего ее любовь?

Первый спектакль по роману Зифы Кадыровой был настолько популярен, что нам удалось заработать на следующую постановку», – говорил директор театра Рашат Файзрахманов.

Автор сценария – драматург Хабир Ибрагим. Спектакль поставлен артистом татарского ТЮЗа, режиссером театра и кино Ильфатом Камалиевым. Известно, что спектакль по произведению Зифы Кадыровой собираются поставить также и в Альметьевском татарском государственном драматическом театре.

ТИ

Оставить комментарий