Нужные работники — психологи

Перед каждым человеком в довольно юном возрасте встают вопросы: кем быть, какую профессию выбрать? Здесь нужно учесть очень многое: где и сколько лет будет проходить обучение, реально ли поступить на бюджет и что из себя представляет профессия в целом и насколько она востребована и актуальна в наши дни? И будет ли актуальна через тридцать лет?

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники —  психологи

Стремительно развивается наш век. Еще даже пятьдесят лет назад все, что является для нас обыденностью, показалось бы фантастикой. Темп жизни скорый, люди подвержены стрессам. Однако радует, что именно в XXI веке человечество, отдышавшись от перевыполнения стахановских планов и строительства светлого будущего, наконец, обратило взор внутрь себя. «Тонкое тело», «внутренний ребенок» – эти понятия известны, пожалуй, многим. Все больше людей понимают важность состояния в гармонии с собой, но лишь у немногих хватает мужества быть максимально честными, жить так, как они хотят, не ущемляя при этом интересов других и никому не мешая. Помочь человеку вынянчить собственного внутреннего ребенка, сберечь тонкое тело поможет грамотный психолог.

«Основным инструментарием помощи в моей работе является когнитивно-поведенческая и экзистенциальная терапия. Активно использую гештальт-техники, психосинтез Ассаджиоли, трансактный анализ, терапию творческим самовыражением».

20171030-img_2478

Мария Даниличева – работает в Кризисном центре психологической помощи с Телефоном доверия «Сердэш-129», который является отделением Республиканской клинической психиатрической больницы. Окончила ТГГПУ по специальности педагог-психолог (2010) и КГМУ по специальности медицинский психолог (2012). Опыт работы более 6 лет. Автор и организатор Группы «Тренинг общения и коррекция социофобии» и тренинга «Бросить курить». Важнейшие направления работы: социофобия и другие трудности межличностного общения (агрессия, конфликтность), внутриличностные конфликты и личностные расстройства (невротические состояния), кризисные состояния людей (депрессия, реакция утраты, реакция горя, травматическое и посттравматическое расстройства), никотиновая зависимость, семейные взаимоотношения (конфликты, кризисы, нарушение диалога между супругами), детско-родительские недопонимания и конфликты, сложности поиска и устройства на работу. Активно осваивает направление «групповая психотерапия» и «гештальт-терапия». Ведет просветительскую деятельность по профилактике депрессий и суицидального поведения у различных категорий граждан.

questioning

– Профессия психолог. Когда возникла необходимость в ней?
– Если под профессией психолога понимать поддержку, выслушивание, то потребность в ней появилась тогда же, когда появились люди, общество, а точнее – отношения между людьми, так как источником неврозов и депрессий являются именно неудовлетворяющие отношения между людьми. И «лечат» при этом тоже отношения.

– Когда появилась эта наука? Психология относится к медицине?
– Психология, как и многие науки, берет свое начало из философии. Как самостоятельная же наука она сформировалась окончательно в конце XIX века. С ее появлением тесно связана фамилия Фрейд, известная многим людям. Именно он ввел понятия «сознательное», «бессознательное» и предложил тщательно анализировать прошлое больного, чтобы понять причины невроза и, следовательно, облегчить состояние человека. Сейчас психология стоит на границе медицинских и социальных наук.

– Какие экзамены нужно выдержать, поступая на психолога?
– Биология, обществознание, русский язык, литература. По крайней мере, так было в 2005 году, когда я поступала.

– Каков будет процесс обучения?
– Я думаю, что тому, кто изначально видит себя в профессии, учиться будет интересно и несложно. В целом можно сказать, что основной предмет – психология – во время учебы изучается со всех сторон и во всех ипостасях, во всех своих ответвлениях: общая психология, социальная психология, клиническая, семейная, возрастная. Я училась долго и учусь и по сей день. Диплом клинической психологии Казанского медуниверситета дает более широкий выбор мест для трудоустройства, в том числе больницы детские и взрослые, где должность называется «Медицинский психолог». После этого были многочисленные курсы повышения квалификации.

– Как трудоустраиваться молодому специалисту? С чего начать?
– Когда я мыслила начало своей карьеры, я считала, что нужно начинать с самого сложного. От опытных психологов я узнала, что сложнее всего работать с зависимыми людьми (наркоманами, алкоголиками). Что, мол, если научишься работать с зависимыми, то все остальное будет уже легко. Несколько раз пыталась устроиться в наш наркодиспансер, но, к сожалению, тогда у меня еще было только образование педагога-психолога, и меня не взяли. Я оставляла свои данные везде, где активно практикуют психологи. И меня приняли психологом в детский приют. Проработав там всего пять месяцев, получила приглашение в Кризисную службу (где я ранее оставляла данные), здесь и работаю по сей день.

– Практика. Что из себя представляет? Как расти в своем мастерстве?
– Есть разные сферы практической деятельности психолога. Наше вузовское психологическое образование позволяет нам работать, например, в сфере психодиагностики. Существуют специальные методики и техники не только различения нормы от патологии психического состояния, но и определения тех или иных особенностей характера, эмоционального состояния и личности конкретного человека.

499200908

Другим направлением практики психолога может стать, например, тренинговая работа. Так как я заканчивала педагогический вуз, многие мои однокурсники выбрали именно тренинговую должность, так как она стоит как бы на границе психологии и педагогики. Тренинги сейчас очень популярны на крупных предприятиях, в торговых компаниях. Тренинги проводятся с целью командообразования, улучшения качества сотрудничества, повышения продаж.

Но самыми распространенными сферами применения себя для психолога являются, конечно, консультирование и психотерапия: очная, телефонная, по скайпу, по чату. А также групповая психотерапия. В англоязычной литературе есть более точное понятие для того вида деятельности, которое осуществляют клинические психологи: «психологическое лечение». Оно вмещает в себя и консультирование, и психотерапию. В данный период работы я активно практикую все виды психологического лечения. Самым интересным для меня на сегодняшний день является групповая терапия. Год назад я организовала и стала ведущей группы «Тренинг общения». Создание ее было продиктовано потребностями клиентов: так получилось, что за прошлый год у меня на консультациях было около двадцати людей со схожими проблемами: трудностями в общении (страхи, агрессия, повышенная тревожность). Это и навеяло идею объединить этих людей в группу. По многим статистическим данным, групповая терапия по эффективности превышает индивидуальную. А особенно, что касается проблем в общении с людьми.

Мастерство и профессионализм, как и в любом деле, зависят от включенности в работу, увлеченности ею, от анализа ошибок и закрепления удачно найденных способов работы. Постоянная практика. Вот в чем суть работы, хотя, конечно, совсем без советов обойтись не получается. Известный и авторитетный психотерапевт Ирвин Ялом считает, что в основе работы психолога (и психотерапевта) должны лежать последовательные позитивные отношения между терапевтом и клиентом. Никакая техника не может иметь большего значения. Как я уже говорила, подавляющее большинство психических расстройств и эмоциональных нарушений являются следствиями неблагополучных отношений с людьми. А отношения лечатся отношениями – другими, более благополучными. В то же время психологу «приучать» клиента к себе не стоит. Есть риск впасть в зависимость от психолога. Поэтому здесь важна золотая середина.

1441519508_12-1-vacancies-header

А вот некоторые считают, что сильное эмоциональное вовлечение психолога может больше навредить, чем помочь: психолог должен сохранять холодную голову, быть неким координатором, просто выполняющим свою работу. Здесь каждый психолог выбирает и нащупывает для себя свою нишу.

Могу сказать, что у себя в работе я обнаруживаю периоды более эффективные и менее. Это зависит от разных факторов. Известен термин «эмоциональное сгорание». Оно характерно для людей помогающих профессий. Надо учиться оценивать свои ресурсы, не стараться прыгнуть выше головы. Иначе, стараясь помочь, можно навредить себе – и в итоге клиенту. Думаю, что профилактикой эмоционального сгорания является интерес к работе. Если никогда не терять искру того, что привело в профессию, если хотеть узнать о том, как живут люди там, где нас и не было вовсе, то тогда львиная доля профилактики сгорания будет обеспечена.

– Стоит ли после учебы идти в науку?
– Нужна ли научная деятельность, каждый психолог решает для себя сам. Увлеченность работой иногда побуждает анализировать, подводить итоги, переводить эти итоги в цифры, что может вылиться в хорошее исследование. Однако написание диссертации – дело непростое и небыстрое, как известно. И требует много сил и времени, чего часто у практикующего психолога не хватает. Ведь хороший психолог каждого своего клиента рассматривает как уникальный случай, стремится найти самые нужные методы работы, нужные подходы к проблеме клиента и к нему самому и главное – нужные слова. Это требует много времени. Если психологу удастся органично соединить практику и теорию, это замечательно. А плюсы наличия защищенной диссертации, наличия ученой степени в том, что, во-первых, присваивается высшая категория пожизненно, а это влияет на зарплату. Во-вторых, расширяется как бы сфера применения себя.

depositphotos_11357741_original

– Многие идут на психолога как на второе высшее. Как думаете, почему? Органично ли сочетается профессия психолога с прочими? Если да, то с какими?
– С профессией учителя, с профессией социального работника. А идут чаще всего, чтобы разобраться со своими внутренними конфликтами, комплексами неполноценности, непонятыми проявлениями сторон своей личности, неразрешенными сложностями в отношениях с родителями, супругами, партнерами и детьми. Немаловажным фактором является доступность такого образования. Сейчас факультеты психологии есть во многих вузах, открываются все новые и новые центры, предоставляющие возможность переучиться или доучиться на психолога, имея какую-нибудь гуманитарную специальность. А уж о многочисленных курсах и тренингах я вообще не говорю – их масса, разного характера, длительности, стоимости, сложности и интенсивности обучения.
Я сама пришла к профессии психолога не сразу после школы. Поступила в вуз в 21 год. Перед этим я выучилась на медсестру, немного поработала в медицине. А еще до этого я работала социальным работником.

– Психологический потрет человека, или какими качествами должен человек обладать, чтобы стать хорошим психологом?
– Во-первых, я думаю, самыми главными качествами психолога должны быть человечность, доброта, доброжелательность. Без желания помочь мало что получится. Во-вторых, интерес к людям, к человеческим судьбам, желание узнать, как жизнь устроена там, где нас не было, узнать мотивы поведения людей. Ведь мир очень многогранен. Люди тянуться к живому. То есть доброжелательность и интерес к другому человеку – главные качества, они же мотивы работы. Все остальные качества уже вытекают из них: умение слушать, эмпатия (умение чувствовать другого, понимать его чувства), рефлексия (умение понимать и осознавать свои чувства). Психолог должен стараться проработать свои собственные комплексы, внутренние и внешние конфликты, чтобы не сливать свои проблемы на клиентов, не использовать клиентов в качестве буферов, способов самоутверждения и урегулирования своих проблем. И немаловажно, на мой взгляд, психологу заботиться о своем духовном развитии. Ведь психолог имеет дело с душой человека, происходит общение душ. Поэтому хорошо было бы и о своей душе позаботиться, прежде чем прикасаться к душе другого человека. Все остальные штрихи к портрету психолога могут быть самыми разными.

handling_customer_abuse

– Нужны ли психологам психологи?
– Нужны. Во-первых, для решения собственных проблем, для той же эмоциональной поддержки, помощи в разборе актуальных жизненных трудностей. Со стороны виднее. Находясь внутри ситуации, бывает сложно увидеть общую ее картину.
А во-вторых, для супервизии. Супервизия – форма поддержки психолога или психотерапевта, в рамках которой он обсуждает свою работу, конкретные случаи с более опытным коллегой.

– Какие социальные слои обращаются обычно? И кто чаще: мужчины или женщины?
– Чаще обращаются женщины. Мужчине сложнее признать факт проблемности жизни или проблемности своего характера. В нашу службу – бюджетную – обращаются больше бюджетники (учителя, медики, безработные, разнорабочие, заводские рабочие, менеджеры разного звена). Бывает, что приходят обеспеченные люди, считающие, что хорошего специалиста можно найти именно в бюджетной организации, потому что здесь люди работают за идею, а не за деньги. И доля правды в этом есть.

puppeteer-14289899

– Каким людям (представителям профессий), на Ваш взгляд, просто необходимы походы к психологу?
– Учителям! Было бы замечательно, если бы учителя стремились разрешить свои внутренние и межличностные конфликты с помощью психолога, а не отрываясь зачастую на своих учениках. Детская психика самая ранимая, она формирующаяся, и любое воздействие на нее может оказаться роковым – созидающим или губительным.
Часто на наш телефон доверия обращаются мамы детей, получивших травму в школе. А ведь некоторые дети даже не рассказывают ничего родителям, пытаясь пережить этот шок самостоятельно. Для детской ранимой психики это бывает не под силу.

– Можете ли озвучить наиболее частые проблемы, с которыми обращаются?
– Самые частые проблемы клиентов в нашей службе – депрессии и внутриличностные проблемы, детско-родительские, любовные и супружеские, отношения с окружающими.

– Поговорим о конфликте поколений. Старшее осуждает молодых за их любовь к самому себе. Кто заблуждается?
– Конфликт между родителями и детьми возникает чаще всего, когда родители некомпетентно себя повели в том или ином возрастном периоде ребенка, в том или ином инциденте. Любовь к себе и эгоизм, я думаю, что это все-таки разные понятия.
Ведь что самое важное в деле воспитания: во-первых, чтобы ребенок себя чувствовал желанным, любимым, привлекательным, нужным этому миру и своим родителям. А во-вторых, чтобы родители строго и четко обозначили границы дозволенного, что можно, а что нельзя. Эгоизм берет начало либо от недолюбленности, когда родители недодали нежности, внимания своему ребенку, либо от избалованности, вседозволенности, попустительства, когда ребенку позволяли слишком много, не очертили границы реально допустимого. И тогда в первом случае, дабы восполнить дефицит любви и внимания, ребенок будет ее требовать от окружающих, разными способами требовать (излишней демонстративностью себя, истериками, обидами, зависмостями и прочими способами). А во втором – нарушать границы других (пользоваться ресурсами другого, ничего не давая взамен, грубить, капризничать, вести гедонистический образ жизни и так далее). Так вот. При адекватном воспитании формируется здоровая любовь к себе. А если человек любит себя, то будет любить и окружающих людей. Так чего же здесь тогда осуждать?

razvitie-intellekta

– Какое поколение травмировано больше? Есть ли, на Ваш взгляд, период в истории, который не покалечил (или не сильно покалечил) свое поколение?
– Вообще психологическая травма – это вред, нанесенный психическому здоровью в результате воздействия неблагоприятных факторов среды или острых стрессов. Да, действительно, есть такое явление, как травма поколения. Но сказать точно, какое поколение травмировано больше, какое меньше, сложно.
Дело, наверное, не в величине травмы, а в ее качестве. Травма формирует, в свою очередь, «характер поколения». Если говорить о ХХ столетии в России, то «дети войны», (родившиеся в 1930-1950 гг.), недополучили любовь родителей, они были вынуждены видеть смерть, боль, болезни. Они были вынуждены рано повзрослеть, даже выживать (войны и репрессии). Депрессии и неврозы в такие тяжелые времена – это редкость, ведь люди объединены общим горем, общей борьбой, им есть чем заняться, смысл жизни четко определен – ВЫЖИТЬ, агрессия имеет свой санкционированный и четко очерченный канал выхода, они чувствуют себя нужными Родине и друг другу. Следовательно, инфантильность («детскость», эгоистичность, безответственность, неумение терпеть) – нечастое явление для людей старшего поколение в наше время. Тем более, что ужас войны затем сменился радостью победы. Травма войны, на мой взгляд, духовно взрастила и очистила людей. И тогда можно ли считать ее травмой? Ведь она привела к духовному (личностному) росту.

Вот их дети, рожденные в 1950-1970 гг., тоже не слишком обласканные, но им уже не нужно было так рьяно бороться за жизнь. Появляется возможность творческого самовыражения. Люди работают в полную силу, их уже не подгоняет страх умереть под фашистским обстрелом, но они стремятся быть «впереди планеты всей». Они не слишком изнеженные, но уже более избалованные, то есть более инфантильные. Их матери, сами недополучившие любовь, старались дать детям «все», чаще материальное «все», чем эмоциональное и нравственное «все». Матери поколения 60-х боялись потерять своих сыновей, как потеряли когда-то отцов и мужей на войне. И поэтому иногда воспитывали в своих сыновьях не мужественность (ответственность, надежность, стойкость), а инфантильность (самолюбование, зависимость, гедонизм). И не только в сыновьях, но и в дочерях.

В 1980-1990-годы социальное (материальная) расслоение стало ярче выражено, но и эмоциональное тоже было сильнее (любимый – нелюбимый ребенок). Именно у родившихся в эти годы детей, я думаю, классическая психологическая травма и проявилась во всей красе. Ощущение детьми ненужности, отверженности и используемости в этот период было особенно сильным. И действительно, по статистике, пиковый период депрессий, неврозов и суицидов отмечается именно в отрезке от начала 90-х до начала нулевых годов, когда дети подросли и осознали эту свою травмированность. Поэтому ответ на вопрос про поколение, наименее покалеченное, я думаю, будет неоднозначным. В мирное время свои травмы, в годы войны – свои.

– Советский Союз учил нас, что мы одинаковые, но делаем общее дело. Сейчас, когда мы знаем, что разные. Когда нас заботит в первую очередь состояние души, способны ли мы делать общее дело и есть ли оно у нас? Если да, то какое?
– Общее дело… В нашем многогранном мире, полном разных возможностей, стилей жизни, мне кажется, нет. Хотя, если глубоко подумать…

– «Платить за то, чтоб тебя послушали?!» – приходилось ли слышать подобное?
– Нередко встречалась со скептическим отношением к своей работе, к своей профессии. Что, мол, каждый человек должен помогать себе сам, а психологи – это шарлатаны, берущие деньги ни за что, хотя бывало и такое, что люди, которые больше всего кричали о ненужности психолога, потом сами же и шли на консультацию.
У нас в России пока не очень развита культура обращения к психологу. До сих пор бытует мнение, что, если человек пришел к психологу, значит, он больной. Люди до сих пор путают психолога с психиатром, психотерапевтом и даже невропатологом. Хотя в последнее время все-таки наблюдается тенденция признания нашей профессии. Будем надеяться, что эта тенденция продолжится.

На самом деле клинический психолог – это человек, имеющий высшее образование по своей специальности. Эта специальность предполагает огромный объем знаний по специальным дисциплинам (например, семейная психология, психология труда и прочее), по смежным дисциплинам (физиология, социология, коррекционная педагогика и другим), не говоря уже об общеобразовательных дисциплинах (иностранный язык, философия, естествознание). Знания – это лишь база. В процессе образования психолог приобретает и важные умения и навыки. Ведь на сегодняшний день существует масса методов работы, масса направлений психологии. Обо всех этих инструментах работы психолог должен не просто знать, а уметь пользоваться ими в действии.

Психотерапия действительно помогает. Хорошие психологи никогда не останавливаются в своем развитии и обучении. Хорошие психологи учатся и совершенствуются всю жизнь.

– Расскажите об актуальности профессии психолога в наши дни.
– Постоянно растущий темп жизни, введение множества новых открытий, совершенствование информационного общества – все это заставляет современного человека быть в огромном напряжении, жить в постоянном стрессе. Не все выдерживают такой темп жизни. Не хватает времени осознать и понять свои чувства, проанализировать произошедшее за день, понять, чего хочется, запланировать ближайшее будущее, в результате чего психика человека не справляется с нагрузкой и проблемы превращаются в неврозы или уходят в телесные болезни.
Поэтому сейчас профессия психолога актуальна как никогда раньше. Идя на прием к психологу, человек выделяет время для того, чтобы разобраться в себе, проговорить насущные конфликты и проблемы, найти свои собственные ресурсы, посмотреть на ситуацию под самым лучшим углом зрения. А психолог, будучи рядом, поддерживает человека в этом деле, дает иногда свою интерпретацию, свое профессиональное видение проблемы. «Быть рядом» – это, наверное, лучшее название основной деятельности психолога, ведь «Человеку нужен Человек!»

3ebe345a_edit_img_facebook_post_image_file_39516488_1450820371

Все работы хороши — выбирай на вкус!

choices

Оставить комментарий