Что роднит шаманистов, буддистов, православных и мусульман?

Или якуты и азербайджанцы – что между ними общего? Даже у многочисленных тюркских народов Средней Азии, мусульман-суннитов ханафитского мазхаба довольно сильно различаются национальные традиции.

iglamov

Тюркская языковая семья насчитывает свыше пятидесяти больших и малых народов, вместе составляющих свыше ста семидесяти миллионов человек во всем мире. Широта расселения впечатляет: от бассейна реки Колымы в Сибири до восточного побережья Средиземного моря. Современные тюрки исповедуют все религии мира, но помнят о родстве и охотно собираются в Казани на фестивале-форуме «Науруз».

Как считает эксперт июньского номера – один из организаторов фестиваля-форума Нияз Игламов, ментальное единство, мелодика языка, древние речевые структуры и пентатоника, нашедшая отражение в устном народном творчестве, объединяет современных тюрок. «Тюркский протоязык, возникший в начале первого тысячелетия в предгорьях Алтая, стал лингвистической матрицей и дал толчок к развитию у наших народов фольклора, литературы и искусства, имеющих сегодня общепланетарное культурное значение. Но есть у нас еще одно общее достояние – Науруз», – уверен театральный критик.

Напомним,праздник весеннего равноденствия одинаково почитаем всеми тюркскими народами вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. С 30 сентября 2009 года он включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Первый фестиваль драматических театров республик Средней Азии и Казахстана «Науруз» состоялся в городе Алма-Ата в 1989 году. В 1990 году Бишкек, в 1991 году Душанбе, и в 1992 году Ташкент поочередно приняли эстафету фестиваля. «Участие в качестве гостей театральных коллективов из Азербайджана, Турции и Татарстана на фестивале 1993 года в городе Ашхабаде выявило огромный потенциал и необходимость расширения географических рамок, определения нового, более высокого статуса фестиваля, а также объединения под его эгидой театральных культур всех тюркских народов», – рассказал Нияз Игламов журналу «Идель».

Возрождение фестиваля произошло в 1998 году по инициативе камаловцев – было принято решение о проведении VI Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» в Казани. Чтобы подчеркнуть преемственность форума, была сохранена сквозная нумерация. Фестиваль собрал лучшие коллективы Азербайджана, Казахстана, Турции, республик Средней Азии, были представлены театры Башкортостана, Тывы, Хакасии, Чувашии, Якутии. Гран-при фестиваля был присужден Татарскому государственному Академическому театру имени Галиасгара Камала за спектакль «Ясновидец» по пьесе Зульфата Хакима в постановке народного артиста СССР Марселя Салимжанова. Отныне фестиваль получил «прописку» в Татарстане, статус международного и стал проводиться один раз в четыре года.

О том, как и почему появился форум «Науруз», какие спектакли получили гран-при и с какого момента перестал существовать конкурс и почему, читайте в июньском номере журнала «Идель».

Оставить комментарий