Музыка — состояние души

Говорят, чтобы  в жизни достичь чего-нибудь серьезного, человеку нужно очень сильно трудиться. Однако для того, чтобы стать композитором, одного желания недостаточно. Для этого нужна божья искра, природный талант. В роду Ахметовых все были людьми музыкальными, эмоциональными, тонко и глубоко чувствующими жизнь и искусство.

… Ахмет, отец будущего композитора Фасиля Ахметова, слыл в округе лучшим гармонистом. Мама Бибисара красиво пела старинные татарские протяжные песни, сочиняла. Брат отца Нургаян был таким заправским гармонистом, что, по словам односельчан, второго такого музыканта не сыскать было во всем Татарстане. Еще один брат отца, Ахметзакир, был художником-самородком. Стоило ему взять в руки уголек, как на глазах у изумленных родных и соседей появлялось изображение человека или животного.

Ахмет и Бибисара вырастили пятерых детей, каждый из которых знал, ценил и любил искусство. Будущий композитор, лауреат государственной премии РФ им. М. Глинки и РТ им .Г. Тукая Фасиль Ахметов родился в мае 1935 года в деревне Салтык Ерыклы Таканышского района. Был он четвертым ребенком в семье. Отец композитора в 12 лет потерял мать, сбежал из дома в Казань, выучился на счетовода-бухгалтера и вернулся на родину. Он предложил назвать вновь созданный в Куркавыч-Салтык Ерыклы колхоз именем знаменитого, обожаемого им поэта Тукая. Здесь он и начал свой профессиональный путь. В 19 лет женился на любимой 17-летней девушке Бибисаре, дочери Галиакбара…

Хорошо знавшие Ахмета односельчане называли его «несгибаемый и правдолюбивый Тукай». Еще живя в Казани, он с большим желанием и интересом смотрел спектакли в татарском театре, часто бывал на концертах, был знаком с Салихом Сайдашевым, на скромные сбережения купил гармонь и вскоре прослыл знаменитым гармонистом.

Первый гармонист

Фасил рос крепким голубоглазым ребенком, в 11 месяцев уже уверенно топал маленькими ножками по избе. Однако в семью неожиданно пришла беда: Ахмета по ложному обвинению объявили врагом народа, арестовали и увезли в Казань. Ему грозило 7 лет тюрьмы. А молодую  Бибисару, мать троих малолетних детей, насильно отправили на колхозные работы. Малыш Фасиль часами ждал маму, сидя на холодном полу избы. Порой его штанишки примерзали к дверному порогу. Через 4 месяца отец смог оправдаться и вернулся домой. К сожалению, любимый Фасиль в его отсутствие получил неизлечимую болезнь, в результате которой обе ноги  высохли до костей и он всю жизнь вынужден был ходить,  опираясь на палочку. В утешение Ахметгали дал сыну гармошку и тот, начиная с двух годиков в течение 60 лет не расставался с гармонью, баяном, фортепиано…

Уже с 6-7 лет мальчик хорошо играл на гармони, поэтому сельская молодежь приглашала Фасиля в клуб для проведения вечеринки. Кто-нибудь из юношей приходил и спрашивал у матери: «Бибисара апа, дай нам сегодня Фасиля поиграть на гармошке, повеселиться  вечером!» Так как у мальчика не ходили ноги, здоровые, сильные деревенские парни несли его в клуб на руках, однако после частенько забывали вернуть юного музыканта обратно домой. По окончании вечера девушки, как водится, торопились домой, а парни – за ними. В клубе оставался лишь один «забытый всеми» Фасиль. Поздно вечером мать, хватившись своего  талантливого сына, посылала старших детей — либо брата Вакиля, либо сестру Рахину — за ним. Брату идти обратно в клуб было неохота, а ослушаться мать он не смел. Придя за братишкой, он «для порядка» вначале отвешивал ему оплеуху. Тот делал вид, что плачет от обиды и боли, а сам потихоньку радовался: молодежь-то не может обходиться без него! Так и вырос первым гармонистом рабочего поселка Сабинский лесхоз.

Этот парень – прирожденный симфонист!

Правда, физический недуг, инвалидность сильно мешали юноше. Поэтому в школе он начал учиться лишь в 10 лет. Когда его ровесники закончили среднюю школу, он – лишь семилетку. После поехал в Казань, поступил учиться в музыкальное училище на отделение народных музыкальных инструментов. Закончив его, стал одним из первых в республике дипломированных баянистов. Играл на баяне виртуозно. На последних курсах училища стал интересоваться композицией, сочинил свои первые песни («Люция», слова М. Латифуллина, «Не забуду», слова М. Хусаина). Вскоре эти песни стали очень популярными. Первые успехи окрылили молодого композитора, помогли поверить в себя. Вдохновленный Фасиль Ахметов сочинил пьесы для баяна и для скрипки. Таким образом появилось желание стать композитором. Уже в училище Фасиль со своим другом Мирсаитом Яруллиным брал уроки композиции у известного профессора Альберта Семеновича Лемана. Поступив в консерваторию, продолжил учебу в классе этого же талантливого педагога. Фасиль Ахметов вспоминал, что все преподаватели были очень внимательными к его таланту, старались подбодрить деревенского паренька, вселить уверенность в правильности выбранного пути. А он, в свою очередь, старался учиться еще прилежнее и старательнее. Истинное признание пришло к Фасилю в консерватории. Приехавший в Казань Дмитрий Шостакович, прослушав струнный квартет начинающего композитора, во всеуслышание воскликнул: «Да этот парень – прирожденный симфонист!» Эти слова сильно подняли авторитет Фасиля среди профессионалов, побудили его к интенсивному творчеству. Симфоническая поэма «Памяти Фарида Яруллина» удостоилась в 1975 году государственной премии РФ имени М. Глинки. Стали популярными и постоянно исполнялись его праздничная увертюра «Татарстан», сюита «Сабантуй», поэма для струнного оркестра и органа «Память». Вершиной творчества композитора, автора более 200 песен и романсов, стала симфония «Казань».

Соавторами песен композитора Фасиля Ахметова стали поэты М. Джалиль, М. Нагуман, А. Ерикеев, С. Хаким, Х. Туфан, М. Хусаин, Р. Файзуллин, И.Юзеев, Т.Миннуллин, Р.Валеев, Ф.Яруллин, Г.Мухамметшин, Ш. Зигангирова, Р. Гаташ и другие. Многие песни  поются как народные песни.

Всю свою недолгую жизнь (1935 – 1998 гг.) композитор жил творчеством, не отделяя себя от судьбы своего народа. Своим радушием, человеколюбием, юмором он притягивал к себе не только музыкантов, певцов, исполнителей, но и людей других профессий и национальностей (художников, артистов, журналистов, писателей и поэтов, математиков и юристов). Ведь с таким человеком легко и просто, с ним можно не только посмеяться, но и поговорить по душам серьезно, получить толковый совет, помощь…

001 (2)

Оставить комментарий