Магический квадрат Ильи Бажина

Илья Бажин – пианист, композитор. Кроме того, он является автором самого большого палиндрома в России. Его объем составляет 15 151 слово. Данное произведение написано в стихотворной форме. Оно занесено в Книгу рекордов Республики Татарстан. Напомним, что палиндром – это число, слово или текст, которое читается одинаково как слева направо, так и наоборот.

dsc_0614– Илья Сергеевич, расскажите о вашей семье. С чего все началось?

– Я родился 17 декабря в 1975 году в творческой семье. Мою маму зовут Наталья Бажина. В свое время она была достаточно известным концертмейстером в Казани. От музыки отошла некоторое время назад. Устала от музыки, по ее словам. Мой отец – композитор Сергей Рычков. Пишет медитативную музыку, которая пользуется спросом в лечебно-оздоровительных организациях. В четыре года меня определили в музыкальную школу. Не могу сказать, что на этом моя жизнь закончилась, но все-таки дальше был узконаправленный путь: очень много занятий и мало свободного времени. Собственно, меня и готовили в музыканты. Не могу сказать, жалею ли я об этом. Есть прекрасный анекдот по этому поводу: пермское музыкальное училище в этом году выпустило еще сорок маляров, штукатуров, инструкторов, продавцов (смеется).

– У Вас только музыкальное образование?

– Я – пианист. «Консерватория, аспирантура…золото, суд, Сибирь», как говорил Михаил Жванецкий. Учился в Казанской консерватории им. Н.Г. Жиганова на кафедре специального фортепиано. Там же закончил аспирантуру. К сожалению, в Москву родители меня не отпустили. Сдав последний экзамен, думал, что для меня эти волнения остались в прошлом. Ничего подобного. Будучи концертмейстером Казанского хореографического училища, я постоянно сдаю экзамены. Когда московская комиссия оценивает учеников, она же и оценивает умения концертмейстера. И каждый раз я как будто бы заново сижу на собственном экзамене. Еще я преподаю на заочном отделении Казанского института культуры. С этими студентами сложнее. Ведь у нас есть всего две недели и лишь несколько занятий, а надо что-то достойное сотворить. Это совсем не то, когда целый год занимаешься с человеком и ведешь его от начала до конца.

 – Естественно, творец без практики – никто. В каких конкурсах Вы принимали участие и с каким успехом?

– Конкурсы конкурсами, но что, как вы полагаете, важно для композитора? Конечно же, реализация. По-моему, высшее счастье для автора, чтобы его музыка звучала. С этим сложнее. А конкурсы, да, имени Прокофьева, Якобсона, Мориа… В 2013 году – приз зрительских симпатий на конкурсе композиторов им. Спендиарова в Крыму, тогда еще украинском. Интересно, что все пять членов жюри были украинцы. Четверо из Киевской консерватории, включая председателя Союза композиторов Украины. Конкурс, если память мне не изменяет, организовывала армянская диаспора, так как Александр Спендиаров в том числе и армянский композитор. И вот я, «простой русский парень», на Украину на украинско-армянский конкурс отправляю большое хоровое произведение на древнерусском тексте, и симфонический «Русский танец» в придачу. Естественно, я ни на что не надеялся, и ничего мне там не присудили, но было отрадно, что зрители оценили музыку. Получил приз зрительских симпатий. Спасибо им! Считаю, что это маленькая победа.

– Расскажите о Вашей новой немузыкальной литературной награде.

– О палиндроме? Себе я определил, что объем палиндрома должен быть обязательно не меньше 15 000 слов. Потом, благодаря моему перфекционизму, у меня возникла цифра – 15 151 слово. И я стал подводить палиндром под этот размер. 15 151 –
тоже палиндромное число. Ну, красиво же, правда? Меня вдохновлял, конечно, и спортивный интерес. Торопился с написанием, боялся, что кто-нибудь случайно напишет что-то подобное быстрее меня (смеется). В Книгу рекордов Татарстана попал в феврале этого года. Сам позвонил. Но если бы отказали, то не расстроился бы. Сейчас жду несколько экспертиз из КПФУ для подтверждения количества слов палиндрома. Как только экспертизы будут готовы, материал отправлю в Книгу рекордов России.

– Илья Сергеевич, Вы целенаправленно хотели быть самым первым?

– Честно говоря, мысль о рекорде не оставляла никогда. Поинтересовался, какие есть достижения в заинтересовавшей меня области. Конечно, настроение чуть-чуть испортилось, как только прочел, что на данный момент самый большой палиндром – американский, объемом в 100 000 слов. Сколько же времени человек его сочинял? Еще есть два рекорда – где-то по 36 000 и 17 000 слов. Последний из них десять лет назад написал Питер Норвиг, который занимает одну из руководящих должностей в компании Google. Составил он свой палиндром с помощью созданной им самим компьютерной программы. После этих трех по объему уже идет мой. В России самый большой палиндром размером в 5 800 слов написал Владимир Гончаров. Он достаточно много создал палиндромов, и больших, и совсем крохотных. Нас с ним объединяет то, что мы думаем прежде всего о литературной составляющей произведения. Интересные у него палиндромы, и читать интересно. Ведь большинство палиндромов это обычный набор слов с минимумом смысла, за редким исключением.

– Написание палиндрома, да и еще в таком объеме – колоссальный труд, который требует должного внимания. Сколько времени Вы создавали свой самый большой палиндром?

– На самом деле, вплотную заинтересовался палиндромами, наверное, в конце 2000-х. За год получился приличный массив, в прозе, если это можно назвать прозой. Затем потребовался перерыв. Понимаете, в год я пишу где-то по восемь тысяч слов. Но после такого хобби необходим отдых, чтобы, что называется, не сойти с ума. Сам по себе данный труд совершенно не в тягость. Сижу ли я за роялем, с чашкой ли кофе или даже с книгой – в голове вихрь слов. Создание палиндрома – это достаточно неторопливый кропотливый процесс. Стихотворный палиндром замыслил три года назад. Обратите внимание, дата начала написания и окончания также палиндромна: 6.12.13 – 3.12.16. Не погрешу против истины, если скажу, что это так. Хоть начал я и не в декабре, а на два месяца раньше. И закончил не третьего декабря, а где-то числа 29. Еще два месяца ушло на редактирование и проверку. Однако узкую программу я выполнил в эти сроки.

– Где Вы почерпнули так много уникальных слов?

– Конечно же, обращался к словарям. Потому что каждый раз находятся такие слова или словосочетания, которые, кажется, что существуют, но в современном русском языке их нет. Например, есть такое слово «оконья» – что это такое? Это окна. Но кто в 21 веке об этом знает? А найти это слово помог «Словарь русских народных говоров», который издается с 1950-х годов. Я много открыл для себя словарей. «Словарь северных говоров», «Словарь ветров», «Словарь говора д. Акчим Красновишерского района Пермской области»… Кладовая русского языка.

– Вы трудились в гордом одиночестве или прибегли к чьей-либо помощи?

– У меня есть очень хороший друг, мой однокашник, музыкант, Рэм Урасин. Как только задумал этот труд, привлек его. Он внес приличный вклад. Наш творческий союз, конечно, не союз Ильфа и Петрова, но какое-
то время мы действительно переворачивали слова сообща. Еще в школе Рэм с друзьями придумали маленький смешной палиндром – «уродим по помидору». Я помню эту радость и горящие глаза: «Получилось!». Но при внимательном прочтении наоборот вышло совершенно иное: «уродим оп оп мидору». Смеялись все.

– Кроме того, Вы являетесь автором суперпалиндрома (читается одинаково как слева направо, так и наоборот и как сверху вниз, так и наоборот).

– Это слово встречается у палиндромиста Владимира Гончарова. Мне же более близко историческое название, «магический квадрат». Два чудесных магических квадрата можно встретить и в печатных изданиях и на просторах интернета. Это полноценные фразы из пяти слов, которые составляют предложение со всеми частями речи и не нуждаются в знаках препинания. Первый написан в четвертом веке до н.э в Древнем Риме:

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS.

В музыке к телесериалу Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» композитор Игорь Корнелюк использовал этот текст в заглавной теме. Между тем, смысл этого квадрата лишен какой-либо инфернальности – «Сеятель Арепо с трудом держит колеса». Второй квадрат написан на русском языке кем-то из наших соотечественников, авторство спорно:

КИНУТ

ИМАМУ

НАГАН

УМАМИ

ТУНИК. Смысл мне кажется очень глубоким.

Свой магический квадрат я придумывал несколько месяцев. Складывалось впечатление, будто я разгадываю гигантский кроссворд. Я даже не представлял, насколько это сложно. Я чувствовал себя Каем, безуспешно складывающим из льдин слово «вечность». В какой-то момент времени мне по ночам стали сниться буквы, и я возненавидел это безнадежное занятие и оставил его. А потом пазл сам собою сложился, и я с удовольствием поместил готовый квадрат в центр большого палиндрома.

НАМОЛ

АДОВО

МОРОМ

ОВОДА

ЛОМАН.

– Пишите ли Вы иные произведения искусства?

– Я пишу музыку. Только не так много, как хотелось бы. Стихи я не рискую писать. Для этого нужны и специальные умения, и навыки, и много чего еще. И рифмы «палка-галка» совершенно недостаточно для поэзии. Но палиндром в стихах с известными оговорками назвать поэзией можно. Комбинаторной поэзией. Наследие Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, творчество Германа Лукомникава и Бориса Гринберга и др. это вполне доказывает.

Комментарии

  1. Дмитрий гордеев
    Ноя 19, 2017 @ 14:01:39

    Не понимаю какие ещё нужны комментарии. ….

Оставить комментарий