Лейсан Файзуллина: «Появление каждого татарского фильма – радостное событие».

Журналист и культурный обозреватель Лейсан Файзуллина составила для журнала «Идель» свой персональный рейтинг татарстанских фильмов.

lejsan-20fajzullina

В свой рейтинг Лейсан Файзуллина включила фильмы разных жанров: игровые и документальные. Выбор объяснила следующим образом: «Мне нравятся фильмы, порождающие противоположные чувства: радость, гнев, любовь, ненависть. Появление каждого татарского фильма – радостное событие. Своего кино у нас сейчас заметно больше, чем 10 лет назад: появилось разнообразие и жанров, и тем, и режиссеров. Я выделила пять фильмов «сделано в Татарстане» – вдохновляющих, весомых и важных для меня».

5175e458ef5e0201cff39c9c89ac8b21

«Куктау» (2004)

Фильм «Куктау» режиссера Ильдара Ягафарова – на первом месте в моем списке любимых татарских фильмов. И это единственная картина просмотр которой я часто заканчиваю в слезах. Казалось бы, простой фильм, но в него «вмонтирован» тайный механизм, способный обострить чувства и сделать зрителя уязвимым. Любовь – боль, жизнь – смерть, реальность –бессознательное. Плачущая женщина, нарезающая лапшу, яблоневый сад в цвету, Фарид и Йусуф Бикчантаевы, юмор деревенского деда в исполнении Равиля Шарафеева, убегающая девушка с черным платком в руках, мужские разговоры на катере, на вокзале, в старом доме – при каждом просмотре все эти детали фильма смотрятся и работают по-другому, оставляя желание посмотреть «Куктау» снова.

iu2l9e2j6

«Ноль с половиной» (2015)

Фильм Байбулата Батуллы «Ноль с половиной» стоит особняком в числе татарских документальных фильмов. Он такой же захватывающий, как игровой, содержит инсценировку эпизодов, сделано это очень аккуратно: действие и диалоги максимально приближены к реальности, и этим фильм немного напоминает картину Джима Джармуша «Страннее, чем в раю». Главный герой фильма «Ноль с половиной» Айрат Шакиров – деревенский парень, мечтающий стать кинорежиссером и снять ремейк фильма Робера Брессона «Наудачу, Бальтазар». По задумке, одним из главных героев картины Айрата станет корова, так как ему часто приходиться работать в хозяйстве родителей и ухаживать за скотиной. Окружение, разумеется, относится к идее скептически. «Ноль с половиной» – курсовая работа Байбулата Батуллы, выпускника Московской школы кино. Картину режиссер снимал на протяжении полугода: специально приезжал на каждые праздники в Атнинский район к своему другу, жил у него в деревне и сутками ходил рядом с ним с камерой. Айрат Шакиров интересно мыслит, его интересно слушать, за ним интересно наблюдать. Хотя есть в фильме и банальные анекдоты про муллу, которые рассказывают еще с прошлого века, как будто ни о чем другом в деревне нельзя пошутить. В целом фильм побуждает по-другому посмотреть на привычное – и на свои интересы и планы, на друзей и родителей. И на корову.

 

«Гастарбайтер» (2014)

Два года назад в Казани на фестивале «Зиланткон» прошла встреча с писателем-фантастом Леонидым Кагановым. На встрече он рассказывал, что несколько режиссеров пытались снять фильмы по его рассказам, но ему эти картины не понравились. А «Гастарбайтер» Ильшата Рахимбая писателю пришелся по душе. Это история о том, как люди призывают «гастарбайтера» – временно замещают себя кем-то из воображаемого мира, чтобы избежать принятия трудных решений и отвественности. Картина Ильшата немного пугает и заставляет задуматься о том, какие игры может затеять с нами наше подсознание, если его долго игнорировать, и задаться вопросом «Кто сейчас проживает мою жизнь: я или “гастарбайтер”?». Темп фильма несколько быстроват для меня, но это компенсируется красотой актеров, видов Казани и вообще визуального ряда.

920x460

«Дилемма» (2007)

Этот фильм в мою подборку попал за внимание к жизни подростков и их проблемам. Главная героиня фильма – чувствительная 16-летняя девушка, которая в день своего рождения узнает о том, что ее жизнь совсем не такая, какой казалась до этого дня: рушатся отношения с любимым парнем, выясняется, что отец изменяет ее матери, все это обостряет ее болезнь, которой девушка страдает с детства – страх высоты. К тому же героиню все чаще начинает преследовать видение, посетившее ее однажды в древнем городе Булгар: мчащиеся лошади, древний город и ее жители.

Режиссер фильма Рамиль Тухватуллин в своих интервью говорил, что главная идея фильма в том, что подросткам, пережив восторги молодости, важно осознать себя частью своей культуры – большой цепи – только тогда начнется рост и развитие души. Именно поэтому в переломный момент жизни он сталкивает героиню со Стариком, воплощающим в себе образ предков. Старик показывает ей, кем она была в прошлой жизни. Финал фильма жизнеутверждающий – героиня обретает любовь и избавляется от страха высоты.

maxresdefault

«Run or not To Run» (2016)

Еще один фильм Байбулата Батуллы, короткий – длится около 7 минут. Главный герой – житель мегаполиса, уставший выполнять ежедневно одни и те же действия: вставать по будильнику, ехать на работу, на автомате работать и по звонку – домой. История эта рассказана с помощью языка танца и музыки. «Run or not To Run» – фильм-аллегория, как и несколько других фильмов этого режиссера, можно трактовать как угодно, и мораль у каждого своя. Для меня в нем важен танец главного героя Кем Сонг Мин (в переводе с татарского «Кто же я?»), которого играет его брат Нурбек. Это исполнение порождает бурю чувств: радость, страсть, гнев, любовь, жажду свободы, ненависть. Никогда не знаешь, каким человеком станешь после окончания просмотра, чтения и прослушивания таких произведений – прежним точно не будешь.

Оставить комментарий