КАК В ПЕРВЫЙ РАЗ

Шел дождь, и папа накинул на меня свою куртку. …У меня в руках гладиолусы. Два банта и косички-баранки. Портфель с Чуче­лом-Мяучелом. Деревянный пенал с выдвига­ющейся крышкой. На белом фартуке пока еще нет октябрятской звездочки, она появится позже, месяца через два, когда мы вызубрим заповеди юных ленинцев, напечатанные на задней облож­ке тетрадки по математике, и бодро зачитаем их в Ленинском мемориале.

Математика, русский, чтение. Больше внача­ле и нет ничего, только это – «один, два, три», корявые закорючки в прописях, «ку-ку» и «кто там?» в Букваре. Первые оценки – сперва не пятерки, а красные печатки-звездочки, которые учительница Светлана Федоровна ставит в те­традки особо старательных учеников. Получить звездочку невероятно приятно. И очень почетно. Это как первый орден или хотя бы медаль.

Первая школьная осень. Зарождается дружба – с кем-то мимолетная, с кем-то на всю жизнь, в горе и в радость. Всякая любовь будет потом, а пока лишь она, крепкая и не очень — девчоночья дружба, классики во дворе. Сначала – в квадра­тик посередине, затем – в верхний левый угол, затем – в верхний правый. Маринка, Катька, Гузелька, Алеся. Сколько всего нас ждет впере­ди, сколькое запомнится, а сколькое забудется навсегда!…

Потом появляется урок физкультуры, «по­строились по росту!» и «по порядку рас-счи­тась!». У нас замечательный учитель, на школьных праздниках он поет под гитару про «солнышко лесное», а тех, кто особенно неуклю­же выполняет акробатические этюды, называет смешным татарским словом «куян». Когда уроки в зале, я люблю смотреть в окно: там, на ули­це Айвазовского, стоят покосившиеся дома. Я даже сочиняю про них стихи, вот такие: «стоял трухлявый старый дом/ в труху все превратилось в нем/ спилить хотели на дрова/ но в разговор вмешалась я…», и так далее, еще три строфы…

После уроков можно остаться в «продленке». Меня всегда есть кому встретить, да и до дома идти два шага, но иногда я все равно оказываюсь в продленке – там интересно. Полдник – булочка с изюмом и компот из сухофруктов, прогулки в саду при музее Ленина, по четвергам – походы в кино в Дом Ученых, на «Бесконечную историю» или «Ронни – дочь разбойника». Еще в продленке можно коллективно делать уроки. А можно не делать и наблюдать за хомяком. Вот только про­совывать пальцы сквозь прутья клетки не надо: хомяк кусается, и очень больно. Ноготь на поку­санном пальце надолго становится черным.

На переменах мы играем в «стенки». Это когда «кто придумал, тот и вода», и «вода» стоит в цен­тре школьного коридора, а все остальные игроки расплываются вдоль стен. Задача играющих – ловко перебежать на противоположную сторо­ну, не дав «воде» поймать себя. Играть весело, но иногда – чересчур шумно. Завуч из кабинета напротив частенько делает замечания.

Над доской в классе развешаны буквы, ма­ленькие и заглавные. Алфавит нужно выучить наизусть, а я все никак не могу запомнить последо­вательность букв, идущих после «ф». Хцш? Хчщ? Хчц?…Шпаргалка над доской не раз становится спасательным кругом. Рядом с буквами, слева, над учительским столом, висит плакат. На нем изобра­жена девочка, которая правильно сидит за партой. И правильно держит ручку. Я до сих пор сижу ско­собочившись. И ручку держу неправильно. Если уже вообще не забыла, каково это – ее держать.

… Вечер накануне первого сентября, я соби­раю в школу дочек. Пересматриваю альбом со своими школьными фотографиями, их совсем мало, ведь ни «цифры», ни даже «мыльниц» тог­да еще не было. Впрочем, мне и альбом никакой не нужен, я и так никогда не забуду их – первую учительницу и учителя физкультуры, который, увы, уже никогда не споет нам про «Солныш­ко», своих подружек Алесю и Маринку, Гузельку и Катьку. И опять, в ночь на первое сентября, мне приснится, что я снова «поступаю в первый класс». Потому что все остальное – «do you speak English», мальчик с третьей парты, концерты, стихи со сцены, крестоносцы, котангенсы – все это случилось потом. А тогда…

Тогда шел дождь, и папа накинул на меня свою куртку

Комментарии

  1. Ramile
    Сен 22, 2017 @ 15:28:43

    Очень трогательные воспоминания…

Оставить комментарий