Из художника в композиторы: сколько путей нужно пройти, прежде чем себя найти

Композитор Ляйсан Абдуллина – двадцатичетырехлетняя девушка, только-только окончившая консерваторию, но уже с издавшая произведение — камерную оперу «Береника», которое неоднократно было представлено казанской публике.

Для начала расскажите, пожалуйста, о том, как Вы решили связать свою жизнь с музыкой?

Музыкой занималась с самого детства. Мама купила пианино для моей старшей сестры, рассчитывая на то, что она будет учиться, но сестра не увлеклась этим, а я с четырех лет начала импровизировать на фортепиано, пытаясь подбирать мелодии, вслушивалась в звучание интервалов и аккордов. Мама решила отдать меня в музыкальную школу. Меня взяли на специальность «фортепиано»: я училась как пианистка в музыкальной школе. Закончила с отличием и поступила в Казанский музыкальный колледж уже как музыковед с расчетом на то, что в дальнейшем буду заниматься композицией.

К другим музыкальным инструментам интерес был?

Интерес к другим инструментам у меня появился после знакомства с фортепиано. Возможно, если бы дома были ещё инструменты, они бы увлекли меня не меньше. Сейчас я приобрела большую флейту и учусь на ней играть. Помимо флейты, осваивала скрипку.

Вы играете в рок-группе…

Играла. Но в данный момент не играю из-за нехватки времени. Сейчас я работаю в театре, и эта работа увлекает меня куда больше.

Если бы не музыка, где бы еще могли себя реализовать?
Очень нравится живопись. Изначально я занималась рисованием, тоже с четырех лет, и у меня даже была выставка в Альметьевске. Учитель по рисованию порекомендовал ходить на занятия музыкой для общего развития. И так получилось, что музыка выиграла. Позже я пыталась вернуться к рисованию, поступила в художественную школу. Проучилась там два года, но не смогла совмещать рисование с  занятиями музыкой. Пришлось выбирать. А так в свободное время, особенно летом, я часто сажусь за мольберт… Не далее как вчера купила пачку пастели и бумагу.

Написали картину?

Я пишу в основном лошадей, потому что это мои любимые животные.
А верхом ездите?

Я не совсем освоила верховую езду. Да, раньше занималась. Мечтала, конечно, заняться серьезно. Ходила в конно-спортивную школу, но тоже из-за нехватки времени пришлось оставить и это…

Я тоже могу зацепить слушателя, что-то донести до него своей музыкой. И поэтому хочется чаще ходить на концерты талантливой музыки. Мне нравятся Гете, Даниил Хармс, Велимир Хлебников, Пастернак – у меня есть несколько романсов на его стихи. Также люблю великого Блока, Ахматову. Я написала «Хоры»
на стихи Гете.

Кого из музыкантов любите? Кто в Вас более всего отзывается?

Для меня был и остается кумиром Эльмир Низамов. Он мой педагог по специальности, очень творческий человек, очень талантливый – это сразу чувствуется. Когда я прихожу к нему на урок, приношу какие-то заготовки, у него возникает куча идей, которые мне даже не приходили в голову. Сколько энергии в этом человеке!

Может ли взрослый человек, кто ранее не имел отношения к музыке, освоить какой-либо музыкальный инструмент?

Все зависит от того, какие цели вы ставите перед собой. Если вы хотите быть профессионалом, то нужно заниматься с детства. А если вы хотите просто выступать как музыкант-любитель – для этого вам понадобится музыкальный слух и много усердия. Начинать никогда не поздно.

А чтобы композитором стать?

Тут я затрудняюсь ответить . Главное, чтобы было желание, энергия, любовь к музыке, ну и талант. Без него никакого творчества не будет.

Что Вас вдохновляет?

Музыка как она есть. Хожу на концерты, после которых появляется желание написать что-то своё. Ты услышал, вдохновился и думаешь: а чем я хуже? Я тоже могу зацепить слушателя, что-то донести до него
своей музыкой. И поэтому хочется чаще ходить на концерты талантливой музыки.

Как человеку понять, что он нашёл дело своей жизни? Каким образом это поняли Вы?

Многие работают ради денег, правильно? Я работаю ради творчества, то есть мне даже неважно, сколько я
получаю и получаю ли вообще. Мне нравится этим заниматься, и мне хочется продолжать. Но ведь без денег не проживёшь… Деньги композитор может заработать, занимаясь прикладной музыкой. А в свободное время писать то, что ему по душе.

Хотелось бы еще по поводу «Береники» поговорить. Это произведение Эдгара По, Вам он нравится? И есть ли еще какие-то авторы, какие-то деятели культуры, искусства, чьим творчеством Вы увлекаетесь?

В таком стиле, как Эдгар По… Я до этого им не увлекалась, и вообще это было, скорее, экспериментальное произведение. Это не то, что вылилось из души, а разово зацепило и прошло. Мне нравятся другие жанры, из «ужастиков» я выросла.

Какие современные стили Вы практикуете в своей музыке?

 Скорее, смешение стилей. Мне нравится минимализм, не всегда в чистом виде, а как раз в смешении с чем-то. Моя камерная опера написана в стиле экспрессионизма. То есть всего понемножку.

Вы считаете, что автор в первую очередь должен ориентироваться на аудиторию. А как же выражение собственных мыслей?
Мне кажется, это можно совмещать. Те композиторы, которые выражали свои чувства, не всегда были поняты простому человеку. Поэтому надо поискать золотую середину.

Оставить комментарий