Исцеление поколения хорошим кино

Как известно, 2016 год был Годом кино, и Татарстан не остался в стороне: группа молодых думающих людей, обратившись к лучшему другу кино — литературе, создала на татарском языке с русскими субтитрами фильм по повести Аделя Кутуя «Неотосланные письма».

«Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

Мне посчастливилось побывать на закрытом показе этого фильма в кинотеатре «Мир», увидеть эту историю как полный метр, а не сериал, ибо, когда смотришь не отрываясь, создаётся образ целого, а также лучше видны достоинства и недостатки картины. Помимо того, что это очень хорошая работа с технической стороны (прекрасный звук, хорошая картинка, «киношный» способ существования актеров), это еще и прекрасная, пронзительная история, которая касается многих, да что там – каждого.

_uz1btmsery

Есть фильм с Брюсом Уиллисом и Мишель Пфайфер «История про нас» (супруги на грани развода) – пособие для тех, кто несколько лет назад создал семью, погряз в быту, в заботах о детях, забыл о любви, о близости, о том, что, в первую очередь, мужчина и женщина – супруги и любовники, а не родители. Фильм, как мне кажется, изначально был рассчитан на то, чтобы люди, посмотрев его, задумались, действительно ли уже пора расставаться, рушить семью или это в них говорит обида, злость, а мысль о разводе – горячее, невзвешенное решение. Хочется надеяться, что «История про нас» сослужила добрую службу, оправдала идею своих создателей – многие супруги задумались, прежде чем расставаться, а у кого-то произошло и перерождение отношений. Это один из верных путей – нести истину путём искусства: кино, театр, литература, живопись, музыка в помощь – лишь бы люди были счастливы.

qpdw6fntsjw

Так что же «Неотосланные письма» – фильм, созданный казанскими молодыми ребятами, с участием казанских театральных актёров? Прежде чем перейти к самой сути, не могу не сказать о том, что прочие «фильмы», снятые в нашей республике, которые мне доводилось видеть, оставляли желать лучшего по всем пунктам: с первых же кадров раздражал дешевый звук, актёры существовали как в плохом театре, не понимая, что камера – не сцена и запечатлит даже малейшую фальшь. И уже потом бросалось в глаза, что сам сценарий тоже оставляет желать лучшего. Не только сценарий как техническая часть, а и сама история. Нет, я не говорю, что всё, кроме «Неотосланных писем», бесталанно, отнюдь: в каждой картине есть мысль человеческая, а это и ценно. Ценно и вызывает уважение, что люди снимают кино, чтобы высказаться о том, что болит, а не зарабатывают деньги на очередном сиквеле, триквеле, римейке… Так или иначе, мы с интересом наблюдаем, как в Татарстане формируется наш собственный кинопочерк, и дай нам бог ошибаться собственными ошибками, желая сказать своё. И упаси нас бог подражать кому-то, идти дорогой чужого успеха.

0wfqabhy43q

Фильм «Неотосланные письма» прошел по каналу ТНВ как сериал из четырех серий. Но фильм также будет существовать как полный метр. То, что показали в кинотеатре «Мир», так называемая режиссерская версия, когда каждая, даже проходная или затянутая сцена, слишком длинная актёрская оценка кажутся важными. Однако, когда материал отлежится, свежим взглядом его отсмотрев, можно отсечь всё лишнее. Я думаю, можно убрать многие сцены, которые не двигают сюжет. Согласна, это жанр – киноповесть, но всё же темпоритм терять нельзя, на второй половине фильма особенно: действие нужно продвигать к финалу. В первый день весны состоится премьера новой, укороченной версии «Неотосланных писем», вместо 2:15, останется 1:40.

Отметила для себя и как минус заявочные планы с квадрокоптера, когда фильм начинается и идут титры. Мы видим природу, просторы. Казалось бы, красиво же, но эти кадры, на мой взгляд, не из этой истории. Там нет эпичности, это не история места (той деревни), это камерная история, история личная, очень тихая, которая могла произойти и в городе, и в деревне, снять ее можно как в помещении, так и на натуре. Потому мне заявочные планы с квадрокоптера показались лишними, ненужным «украшением» фильма. Придираюсь? Возможно. Но ведь и способ съёмки, и построение кадра должны быть частью драматургии. Однако это всё пока мои общие впечатления – пора от общего переходить к частному.

9cadecvagt0

Повесть Аделя Кутуя, которая написана в эпистолярном жанре, сложна для драматургического размятия, несмотря на то, что в письмах – отношениях главных героев – содержится драматургия. Но ведь нужно суметь придумать из глубоких женско-мужских переживаний кино­сцену, точнее, сменяющие друг друга сцены, то есть сценарий фильма сдействием, мотивировками. Автором сценария этой картины выступил Дан Дамаскин, он работал с русским текстом «Неотосланных писем», сценарий также писали на русском и затем перевели на татарский.

Действие фильма перенесено в нашу современность. История проста: жила-была девушка Галия, приехала в большой город, поступила в медицинский вуз, заселилась в общежитие. За ней пытался ухаживать скромный парень Вали, но Галия влюбилась в Искандера – актёра театра, яркого, самобытного, стала его гражданской женой. Какое-то время они жили счастливо в его квартире, Галия родила двоихдетей, а отношения с их отцом становились все хуже и хуже. И когда стало совсем невыносимо, женщина уехала с детьми в деревню, чтобы начать новую жизнь. Устроилась работать врачом, заселилась в старый дом. Пока жила в деревне, проходила через трудности и в конце обрела счастье с тем самым скромным, но неприметным парнем Вали. Вот и вся история, классический, казалось бы, любовный треугольник, и ничего больше. Однако это лишь поверхность фильма, а глубина его в драматургическом отношении и особенно социальная роль – огромны.

9omhob4hmj4

Думаю, большинство зрителей обратило внимание на то, каким искренним, чистым и растерянным был Искандер в сцене, когда на кухне собственной квартиры сообщил Галие о том, что уходит, а она с детьми может жить здесь, у него. С первого взгляда Искандер кажется негодяем, а дважды мать Галия – святой. Но не всё так просто…

Я – жмать!

Для меня фильм бы не состоялся, если бы просто сделали историю о том, как городской яркий лживый парень обманул доверчивую провинциальную скромную девушку, которая, благодаря своей честности, порядочности и трудолюбию, в финале обретает счастье.

Самое ценное для меня в этом фильме то, что его создатели подняли, пожалуй, самую важную проблему, которая существует в нашем обществе, – проблему мать-дитя-муж, то бишь семья. Как же безграмотны люди в этом отношении! Слава богу, сейчас об этом активно говорят. И не только психологи в книгах, аудиокнигах и мастер-классах, которых море разливанное в интернете, обращаются к этой проблеме, но и искусство, которое веками говорило о любви и смерти, о долге и чести, теперь глубже исследует проблему простого тихого человеческого счастья, способность человека выдержать собственное счастье.

10s4umxlll4

Советское кино кричало нам с экранов, что, лишь когда ты послужишь своему народу, исполнишь долг перед родиной, только тогда и будешь счастлив и придёт к тебе любовь. По крайней мере, два поколения загублены подобными неверными ценностями, когда ни себя как неповторимую человеческую единицу не ценили, ни своего возлюбленного. В наше время в искусстве продолжается тема маленького человека (или отдельного человека), но это уже не Акакий Башмачкин и не стахановец. Проблема, которую я условно назвала «я – жмать», пришла к нам, как мне кажется, тогда, когда женщины лишились нянек и гувернанток и отправились перевыполнять план на своём заводе.

В современном искусстве маленький человек не мир спасает, а, наконец, занимается собой. Вырисовывается сверхзадача, которая стоит перед искусством: большое счастье маленького человека.

Миллионы женщин совершают эту страшную ошибку своей жизни: когда становятся матерью, забывают о муже, занимаются только ребёнком –
она ж теперь мать! Изо дня в день «жмать» делает больно своему любимому мужчине, игнорируя его как мужчину, забывая о том, что она женщина, перестаёт быть возлюбленной, любовницей.

Эту же ошибку совершила Галия. Ни в коем случае не хочу вешать весь груз ответственности на неё, но Искандер, как мне кажется, лишь отра­зил то, что сделала Галия. Его поведение было скорее защитной реакцией на её дурное материнство. Его внутренний ребёнок задет, потому он и «мстит», как может. Он, как мужчина, мог бы попытаться помочь своей жене – любить вопреки всему, разговаривать, попытатьсядонести до неё не путем предъявления претензий, а путём ласковых объяснений, что ему больно, что он ее любит и благодарен ей за детей, что она прекрасная мать, но ему не хватает её… Но и он безграмотен, и она безграмотна, как и миллионы несчастных, неверно воспитанных людей – людей с искаженной системой ценностей, людей, не способных быть счастливыми, людей, не желающих работать во имя своего счастья. Многие, находясь в браке или просто в отношениях, хотят лишь получать любовь, заботу, требуют её от партнёра…

bcmkk2pghcu

Интересна и важна не сама ситуация, а важнее исследовать причины, которые к ней привели. И они будут неоднозначны, и это прекрасно, ибо и сам человек многолик, переменчив и полон противоречий. Исследовать причины, которые привели к подобной ситуации, и следить, как ведёт себя человек, как он меняется, оказавшись в новых предлагаемых обстоятельствах, мне за этим всегда интереснее следить, нежели за активно сменяющими друг друга событиями.

Закладывал ли подобную проблему Адель Кутуй – едва ли. Но ценно то, что авторы фильма увидели её не только в тексте, но и в обществе. Я считаю, что фильм «Неотосланные письма» – абсолютно женская история, как и «Унесенные ветром» – история Скарлетт О`хара, а не войны, не того, как рухнул целый мир с многовековым порядком. Возможно, создатели «Неотосланных писем» не закладывали проблему «я жмать», а снимали другую историю, а я лишь увидела в ней своё. А может, они – тонкие художники, и им удалось показать классическое женское заблуждение, от которого несчастны и сама женщина, и дети её, и муж, не «в лоб», а через призму событий, внутри которых герои делали открытия, а зритель за внешним видел глубинные смыслы. Ибо если человека тыкать носом в его заблуждение или пытаться агрессивно научить чему-то новому, человек (зритель) закроется, не станет учиться, мотать на ус, задумываться, а начнет сопротивляться, почувствует, что его не принимают, каков он есть. Потому считаю, был выбран нужный угол, или «соус», под которым зрителю подали, пожалуй, вторую после зависимости от гаджетов и интернета «болезнь XXI века». Я назвала её «я жмать». Проблема эта, как я говорила выше, существовала и раньше. Иначе она не пробралась бы к нам, в наше поколение. Она пришла к нам от родителей, а к ним – от их родителей. Женщины, лишившись кормилец, нянек, гувернанток, стали ими всеми в одном лице, а на то, чтобы быть женой, любимой женщиной, не осталось ни сил, ни желания.

bnlckjtwumy

Пора остановить эту болезнь. Пора исцелить поколение. Нужно говорить нам об этом, говорить языком искусства, ненавязчиво, чтобы не попрятались мы по своим психологическим норам! О, даже попытка поменяться, даже если человек просто задумается (!), если он скажет себе, что был неправ, если верно сформулирует, в чем заблуждался, уже станут происходить перемены в нём самом и в его жизни! На мой взгляд, Галия, когда писала письма, всё больше понимала, в каких моментах была неправа. Она писала Искандеру, не столько от тоски по нему, а пытаясь разобраться, исследовать причины, которые привели к их разрыву, к их обоюдному страданию, когда для счастья всё у них было, вплоть до бытовых условий. Не выдержали испытание счастьем, у обоих не хватило таланта. А виной всему всё та же безграмотность: не знаем, «из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки (девчонки)».

gdzmc4bybni

Я всем сердцем согласна с психологами, мастерами, мудрецами, целителями, учения которых основываются на Ведах, на Новом завете, на Коране (Священные писания почему-то пугают людей, почему-то люди боятся, когда напрямую Бог), и призываю жён быть любимыми женщинами, любовницами, а уж потом матерями и, если останутся время и силы, состояться в профессии, но спокойно, без фанатизма. Это здоровое отношение к себе, это не эгоизм. Нет ничего лучше для мужчины, чем видеть свою женщину счастливой, довольной, умиротворенной. В начале отношений Галия таковой и была, в такую и влюбился Искандер. Поняла ли она, в чем заблуждалась? Уверена, что да. Ведь были письма! Необходимость писать, а значит, и говорить с человеком. И у Искандера, думаю, была потребность бесконечно беседовать с любимой женщиной, ведь и он писал… Хотя, мне показалось, что Искандер как герой несколько «брошен» авторами фильма. Мне как зрителю и как человеку за него обидно. Но по законам жанра, конечно, его и следует оставить за бортом – ведь у Галии новая любовь, и она главная героиня фильма. Однако в развале отношений виноваты оба, а в финале награждена только Галия…

hfdxlm3eelm

Остается надеяться, что она через письма, которые писала Искандеру, осознала свои заблуждения и в новой любви, которую послал ей бог, попытается вести себя иначе…

В новую любовь с чистым сердцем!

«Моя первая любовь и первая радость родились именно тогда».

«Только тогда ощутила я, как прекрасна жизнь, какое необычайное волнение, радость, счастье, именно счастье – жить».

Что ни строчка – то повод поразмышлять… И вся повесть такая. Читаешь предложение – и хочется размышлять о своём. Вот и авторы фильма на материале Аделя Кутуя рассказали свою историю. Не знаю, верно ли я их поняла, однако то, что мнений у зрителей будет много, что авторы не настаивают на своей позиции, а лишь мягко рассказывают историю, тоже очень ценно для меня. Это драматургия иного уровня, на тонких планах, очень сложно выдержать её в кино, которое требует монтажа аттракционов. Но кто решается на тонкие планы, показывает живых людей, бывает вознагражден, ибо от зрителей будет отдача, и кино будет работать дальше, на благо людям.

iudjrxdb8q0

Истинного счастья человек может достигнуть, лишь когда служит другому человеку, не народу, а одному конкретному человеку, которого выбрало сердце. Возможно, другой зритель со мной поспорит: как же, ведь Галия служила людям – деревенским жителям, была врачом, сделала столько добра, потому и обрела любовь– Вали приехал к ней. Есть резон в таких словах. Но Галия бежала в деревню, и ей реализация в профессии была необходима больше, чем врач жителям. И хорошо, что умер там хоть кто-то, иначе история получилась бы неживой. Врач ошиблась, недоглядела… А потом зато блестяще приняла роды. Всё как в жизни: ушел старый человек, родился новый.

hjxgrmskzpw

Почему же надо говорить искусством, если мастер-классов, о том, как построить собственное счастье, как сделать счастливый брак, море разливанное? Сиди слушай, мотай на ус! Неужели нет больше тем, чтобы снять кино? А всё просто: человек, как правило, считает, что у него всё хорошо, он во всём прав, всё делает правильно, а в его несчастьях виноват кто угодно – другие люди, обстоятельства, но только не он сам, и проблемы в отношениях с близким человеком – уж точно не из-за него. Люди заблуждаются, когда считают, что только с их колокольни видна вся правда. Книги читают все меньше и меньше, а вот кино ещё смотрят. Слова вождя революции о том, что самым важнейшим искусством для нас является кино, актуальны и по сей день. Только теперь речь не о том, чтобы послужить своей стране, а чтобы в первую очередь послужить своему мужу (жене), а уж потом стране. Сначала нужно заняться собой, своим мужчиной (женщиной), а остальное приложится. Два счастливых полноценных человека принесут гораздо больше пользы и родине своей, и своим детям.

nxthm_k6ptc

Как и ребенку, которому нужна не столько заботливая, сколько счастливая мать, в любви не так важна забота о любимом, а важно принятие его таким, каков он есть. Важно позволить человеку и дальше быть собой, и тогда он начнёт меняться в лучшую сторону. Ведь Вали, мне кажется, пронёс любовь к Галие через все эти годы. Он принимал её, он единственный из «треугольника», который, пожалуй, умеет любить, тогда как Искандер и Галия хотели переделать друг друга в угоду себе. Главного не было у них – принятия. И никто из них себя виноватым не считал.

nlyxuvacor8

В финальной песне Галии, когда мы слышим её проникновенный голос – вот тут должен наступить у зрителя предполагаемый саспенс: мы успели к героине привыкнуть, полюбить и, естественно, желаем ей счастья. Песня Галии «не конечный продукт», только-только началось у женщины исцеление. Жизнь с Вали не будет безоблачна, но рядом с ним Галия постепенно научится любить. Мне даже кажется, что на момент встречи с Вали, на момент, когда она приводит его домой, она всё ещё любит Искандера. Возможно, и Вали это понимает, но как и несколько лет назад принимал и любил Галию, которая в упор не видела его, так любит и теперь. А она, я уверена, постепенно Искандера отпустит. Ведь права Ахматова, когда сказала, что женщины любят не стройных, не худых, не высоких, не низких, а тех мужчин, кто ими занимается. И что ещё важно отметить: Вали любил Галию, но несчастным себя из-за отсутствия её взаимности не чувствовал.

t4zpc2jsgai

Я бы не советовала смотреть этот фильм как экранизацию повести Аделя Кутуя, ибо с первых же кадров у зрителя, который знает творчество писателя, может возникнуть негодование и несогласие с тем, что происходит (о, как же любит человек возмущаться!), а это может помешать восприятию фильма, и всё важное в нём пройдёт мимо. Взять и снять текст, как он написан, – это беспомощность, мозговая бедность и сценариста, и режиссера, и всех прочих. Зачем историю, которая уже состоялась на бумаге, рассказывать изобразительными средствами кино? Люди, поймите: то, что в материале отыскали глубинные смыслы, то, что языком кино рассказали свою историю – показатель мастерства, а не безалаберность съемочной группы. Лучше посмотреть фильм как полноценную историю, а потом перечитать повесть.

mnehpabfj5q

…Мы, русские, татары и прочие народы, рожденные на русской земле, живущие на территории Российской Федерации уже поняли, проверили, что могём и фашистов, и сверхплана, и в горящую избу…

А вот счастливыми быть, любить пока только учимся.

Кино нам в помощь!

wxffivb-k08

bqune0eiufa

Оставить комментарий