Ирина Донская: «Комсомол был школой жизни и прекрасным социальным лифтом для каждого» Третья часть

«13 декабря 1969 года был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода, который был рассчитан на производство 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч двигателей в год. Одновременно со строительством автозавода решались огромные коммунальные проблемы».

Так начинался КАМАЗ

Историю КАМАЗа рассказывает официальный сайт предприятия.

Но ведь автогигант стал частью личной истории его строителей.

Будучи руководителем Казанского Горкома комсомола, Донская часто уезжала в командировки в Набережные Челны, отправляла на ударную стройку по комсомольским путевкам добровольцев – молодых строителей, заводчан, специалистов, выпускников вузов, специальный студенческий отряд, который всего за год построил в Челнах молодежное общежитие.

Американская делегация на КАМАЗе, 1970 год

Американская делегация на КАМАЗе, 1974 год. Слева (крайний) — генеральный директор «КАМАЗа» Лев Борисович Васильев.

Работая с 1973 года в челнинском горкоме партии, Ирина Сергеевна в течение трех лет курировала вопросы образования, культуры, воспитания детей и молодежи, со своими подопечными разделяя все неудобства, которые по молодости не замечались.

Строительство КАМАЗа относилось к категории «Ударной комсомольской стройки». А это значит, что так называемое шефство над масштабной работой брали организации ВЛКСМ.

«Всесоюзная ударная комсомольская стройка — высший статус, его имели стройки высшей значимости для государства. Например, БАМ, ВАЗ, КАМАЗ,  Нижнекамск, Атоммаш, Саяно-Шушенская ГЭС, Доменная печь № 9, газопровод «Средняя Азия — Центр», город Новополоцк и другие», — сообщает энциклопедия.

А еще за всеми этими статусами стояла нечеловеческая ответственность самих «шефов» стройки — и за качество строительства, и за судьбы рабочих.

kamaz-novyj-gorod

Так начинался автоград: Набережные Челны, новый город

Работа была тяжкой, а для людей комфорта — людей 21 века – наверное, показалась бы невыносимой. Просто тогда были те самые люди, из которых, по мнению поэта, можно делать гвозди.

Но и «железному» человеку нужен отдых, причем, качественный. А развлекали «строителей коммунизма» в те времена правильно – с пользой для души и ума, организовывая «встречи с интересными людьми».

Интересных людей на стройки КАМАЗа встречала Донская.

Артисты московских театров. Среди них: Алексей Баталов (верхний ряд), Михаил Ножкин, Ия Саввина.

Делегация кинематографистов на встрече во Дворце Строителей в Набережных Челнах.  Среди них: Алексей Баталов (верхний ряд), Михаил Ножкин, Ия Саввина.

Комсомольская настойчивость и связи в московских верхах – в Центральном комитете ВЛКСМ —  помогали договариваться о приезде на стройку артистов и писателей.

Строители КАМАЗа видели «живьем» Александру Пахмутову, Николая Добронравова, Михаила Ножкина, Алексея Баталова, Юрия Гуляева, Софию Ротару, Людмилу Зыкину, Евгения Евтушенко.

Приезжали на КАМАЗ и известные татарские писатели и музыканты. Здесь бывали Гариф Ахунов, Туфан Миннуллин, Ренат Харисов, Диас Валеев, Назиб Жиганов и другие.

Вместе с театром «Современник» на КАМАЗ приезжал Владимир Высоцкий.

Кумир целой страны не только выступал в спектаклях «Современника» — он давал концерты на открытых площадках, чтобы его услышало как можно больше людей.

Главной аудиторией столичных звезд здесь, в строящихся Челнах, были строители КАМАЗа.

Набережные Челны, проспект Гидростроителей

Набережные Челны, проспект Гидростроителей, 1973 год.

Те, кого сейчас назвали бы медийными лицами, с неподдельным интересом и уважением относились к своему зрителю, который еще час назад месил грязь в кирзачах на стройобъекте. «Для артистов было почетным приехать на камазовскую стройку, они с удовольствием встречались с нашими ребятами», – вспоминает Ирина Сергеевна.

Композитор Александра Пахмутова

Композитор Александра Пахмутова

Рабочие и специалисты съехались в то время в Челны со всей огромной страны: по архивным   сведениям, здесь работали представители 70 национальностей из всех 15 республик СССР.

И вот самые важные цифры: ежегодно в период строительства КАМАЗа население в городе увеличивалось на 30-40 тысяч человек. А ведь до стройки века здесь жило всего чуть более 25 тысяч человек, к 1976 году население увеличилось в 10 раз.

Недавно Ирина Сергеевна Донская приехала на КАМАЗ вместе с внуком – «чтобы увидел и знал, как и для чего мы жили».

Молодой человек обошелся без возрастной иронии. Она и не уместна —  жизнь бабушки, ее современников, ее страны — СССР -впечатляет не его одного.

Жизнь Ирины Донской удалась.

Спасибо комсомолу?  «Да!», — уверена Ирина Сергеевна.

 

Асия Фасхутдинова

 

 

Оставить комментарий