Фестиваль Czech in 2017 показал лучшие фильмы в Казани.

В Казани завершились показы фестиваля чешского кино Czech in 2017. Семейное фэнтези, драма, арт-хаус, романтическая комедия — все это со своим уникальным чешским колоритом. Это прекрасно и удивительно – соприкасаться с культурой другого народа. Именно в такие моменты понимаешь, что «чужих» культур нет — все мы одинаковы в своей сути. Понимаешь и заново влюбляешься в этот мир с его разноголосьем и разноцветьем. В последний день кинофорума корреспондент журнала «Идель» побывал на показе фильма «Волк из Королевских виноград».
sbwp7s5w407hq100

Автобиографическая лента Яна Немеца «Волк из Королевских Виноград», рассказывает историю жизни альтер-эго самого режиссёра. Главный герой – молодой и амбициозный режиссер Джон Ян. Благодаря своей профессии он оказывается в самой гуще политических событий конца 60-х. Каннский фестиваль, на котором был заявлен его фильм, оказался сорван. Недолгий расцвет «Пражской весны»  подавлен вводом войск стран Варшавского договора. Жаждущий денег и славы режиссер отправился в изгнание. Он покидает страну на долгие 20 лет. Живя во Франции, а потом в США, кинематографист вынужден перебиваться случайными заработками.

Наступает момент возвращения домой. Это уже другая страна, и здесь Джона, наконец, настигает признание. Он получает «Хрустальный глобус» кинофестиваля Карловы Вары, а вскоре к награде присоединяется Оскар за фильм об операции «Дунай».

Истории, на фоне которых развивается сюжет, одновременно и исторический факт, и вымысел автора – например, в реальности никакой оскароносной картины не было. Но для Немеца важна именно форма рассказа. Реальность у чешского классика сплетается с фантазией так плотно, что от исторических фактов, на которые опирается режиссёр, порою остаётся только намёк, который еще надо суметь уловить.

Ян Немец в своих работах придерживается концепции «чистого» фильма. Картина должна создавать свою реальность, а не просто воспроизводить на экране когда-то произошедшее. Пространство в фильме не трёх-, и даже не четырёхмерно – оно представляет собой неразрывный клубок настоящего, прошлого и фантазии героя. Так, например, показывая 1968 год, оператор, ничуть не смущаясь, выхватывает в потоке машин новую BMW серии 2012 года, людей, которые выглядят и ведут себя, как наши современники. Режиссер как бы говорит зрителю: внешний антураж не важен! Важно понимание сути истории, и чешский виртуоз нарочито подсказывает нам:  смотрите не на предмет, а вглубь него! Само повествование также сюрреалистично — так, например, Джон Ян перед отъездом за границу убивает Жан-Люка Годара со словами: «Он был нашим идолом, символом революции, а стал социалистом». Реальный Годар жив и поныне, а перед смертью в кадре, он, играя в песочнице с моделями советской военной техники, снимает фильм о важности и нужности советского вторжения. Или, например, эпизод в чешском посольстве 1990 года – герой выходит из посольства, камера отдаляется, и мы видим, что комната в ведомстве – всего лишь «коробка» в огромном съемочном павильоне. А диалог на допросе в КГБ похож на бред сумасшедшего. Сюрреализм зашкаливает, но он не просто идеально вписывается в канву фильма – он и есть фильм. Более половины рассказанного нам Яном Немецем – ложь, но что ложь для Яна Немеца, то чистая правда для Джона Яна. Джон Ян делает то, что Немец хотел сделать, но не сделал – с поправкой на свою жестокую реальность.

Рассказчик фильме – это Джон Ян наших дней. Учитывая откровенную автобиографичность ленты, в этой роли мог бы сняться сам Ян Немец, но тогда сложно было бы объяснить весь тот вымысел, который присутствует в картине. Поэтому мы видим актера. Рассказчик объясняет зрителю смысл названия: «волк» – потому что это история озлобленного и сурового человека, а «королевский виноград» – потому что главный герой родом из района Праги, который так и называется – Винограды. Режиссер рассказывает о себе, о том, что он всегда гнался за славой, деньгами и роскошными женщинами. Перечисляет нам бесконечную вереницу имен его спутниц (только тех, кого он помнит), подробно описывает свой автопарк. Зачем? Автор создает образ человека, зацикленного на мишуре красивой жизни. Этот образ дополняется великолепными, детальными съемками машин, образы женщин подчас граничат с фривольностью, но никогда эту грань не переступают. Свою поездку по Праге Джон снимает на камеру с объективом «рыбий глаз», чтобы обозначить факт самой съемки. Звуки, вначале громкие, вскоре совсем затихают. В фокусе остается лишь один район Праги – Винограды. Появляется рассказчик, говорящий: «Волк вернулся на свою территорию».

В фильме есть сцены преступлений, аутентичные диалоги, авторские комментарии и архивные свидетельства (как подлинные, так и сфальсифицированные). Но суть содержания фильма не о поиске славы и денег, он о любви и тоске по родине. Одинокому волку нужна своя территория.

Этот посыл поняли не все, кто присутствовал в зале. После того, как включился свет, я услышал:

– Как тебе фильм?

–Ну, фильм о политике. Чехи же очень рады, что они освободились от коммунистов. Хорошо сняли, молодцы.

Фильм порою сложен для восприятия. Ян Немец использует огромный визуальный массив. Это и псевдо-документальная съемка, и стандартное художественное повествование, съемки длинным планом внезапно сменяются почти клиповым мельканьем кадров, а стилизации под архивные кадры соседствуют с реальными архивами.

Но все эти приёмы сплетаются воедино, показывая нам иную реальность. Реальность, существующую только в голове чешского мастера. С помощью них он пытается донести до нас свою главную мысль: дорогие машины, алкоголь, женщины и деньги не делают человека счастливым. Счастливым человека делает родной дом.

 

Комментарии

  1. Рита Арская
    Ноя 30, 2017 @ 19:31:19

    Спасибо автору рецензии очень точно подметил все детали, которых я пропустила во время просмотра фильма. Раскрыл суть фильма совсем с неожиданной стороны.Написано доступном языком,прочитала с удовольствием. Спасибо.

  2. root
    Мар 20, 2018 @ 16:00:15

    Артур Хисматулин только начал работать в этом направлении, Ваши слова для него — большая поддержка. Спасибо!

Оставить комментарий