Фарид Бикчантаев: Нам пора выбираться из итальянской коробки!

Художественный руководитель фестиваля-форума «Науруз» в попытке нащупать корни древнего татарского театра обратился к поэме Кул Гали. На нынешнем форуме ожидается несколько инсценировок «Сказания о Йусуфе».

Фарид Бикчантаев руководит фестивалем «Науруз» уже более пятнадати лет. По его инициативе в 2010 году впервые прошел образовательный форум. Нащупать корни древнего татарского театра он пытается с самого начала творческого пути, найти тот сценический язык, который сегодня мог бы его передать. Поэтому ключевым произведением для исследования участников форума нынешнего года стала поэма Кул Гали «Сказание о Йусуфе», над которым режиссер размышляет всю свою творческую жизнь.

«Мне уже пятьдесят пять, из них лет тридцать я ношусь с этим текстом. Уже все переставили его, а я никак не могу решиться. Поэтому интересно было бы посмотреть, как смогут люди, которые, казалось бы, далеки от этой книги, композитор Александр Маноцков или Мария Большакова, или педагог по речи из Питера Дмитрий Кошмин, Игорь Яцко из Школы драматического искусства, который будет заниматься импровизацией, но на этом тексте. И посмотреть, что из этого выйдет», – признался главный режиссер театра Камала в интервью для майского номера журнала «Идель». По словам собеседника журнала, любопытно посмотреть, как люди совершенно с другим сознанием и носители совершенно другой культуры смогут проникнуть в пространство этого текста и что они могут предложить или же взять для себя. Он надеется, что выкристаллизуется что-то очень важное, уникальное.

farid

Бикчантаев уверен – чтобы выйти на такие древние тексты и отыскать истоки театральности, потребуются иные формы. Он считает, что современный татарский театр застыл в форме «коробки»: события – конфликт – действия – конфликт. «Это в принципе нормально, всем нравится, и зритель просто к этому привык. И всем хорошо, деньги идут, касса работает, все продается, свет зажигается, за электричество платим. Но! Хочется ведь как-то заглянуть за этот горизонт», – признался он.

Фарид Бикчантаев вспомнил, как в 90-е годы в работе над текстом Кул Гали в театр был приглашен настоящий дервиш. «Он сидел с нами, мы задавали ему вопросы всякие. Спросили, можно ли изображать Йусуфа, ведь он же пророк. Хотя пророк или посланник – это уже из области богословия, в этом надо тонко разбираться. Ведь Пророка Мухаммада изображать запрещено. Он так удивился и говорит: «Если верите, то можно». И мы остановились. Потому что ответ был простой. И тут мы задумались!», – рассказал он.

Режиссер готов говорить и думать на эту тему бесконечно и вполне закономерно своего сына он нарек Йусуфом. «Мы же с вами, как и многие, живем литературной жизнью. Не реальной жизнью, а литературной», – пояснил он.

Напомним, 28 мая 2018 года в Казани начнется V Международный театрально-образовательный форум «Науруз». Организаторами объявлено шесть творческих лабораторий.

Приобрести майский номер журнала «Идель», посвященный фестивалю-форуму, его персонам и проектам, можно в киосках «Роспечати» (в больницах города), «Дейли», магазинах «Таткнигоиздата», а также в почтовых отделениях.

Но лучше подписаться.

Оставить комментарий