Елизаветта Бартенева (рассказ)

Что можно противопоставить телевизору

Новые источники получения информации — что можно противопоставить телевизору?

На мой взгляд, телевидение как таковое, и телевизор, как основной атрибут, репрезент, с недавнего и по настоящее время, всё в меньшей степени несут в себе функцию источника информации (как свою априорную и основную) и не выступают в таком качестве в восприятии большинства современных пользователей. Наверное, многим из нас знаком следующий образ – картина советской семьи. Родители и дети, бабушки и дедушки, соседи и родные, «всяк, от мала да велика», как-то даже традиционно, собрались вкруг «синего экрана». Средоточие, интерес и довольство  читается на их лицах и, кажется, ничего не способно отвлечь их. Когда-то, телевидение действительно представляло собой «чудо» техники.  Помимо магического атрибутирования, телевизор воспринимался в качестве основного объекта репрезентации и, объективно, предъявлял основную информацию о мире и обществе. Передачи, мультфильмы и фильмы ждали с нетерпением, а не застать, пропустить тот или иной выпуск, фактически, означало – уже никогда не увидеть. Конечно, с тех пор произошли глобальные, колоссальные изменения способов передачи и восприятия информации, а так же, в восприятии самих этих процессов. На данный момент, я думаю, существует две основных особенности «развития» отношения к телевизору и телевидению. По результатам небольшого, проведенного (среди студентов Самарского национального исследовательского университета) опроса, можно говорить о таких, обнаруженных тенденциях, как, например, отказ от телевидения «как такового» (выраженный в отсутствии телевизора или отраженный в принципиальной позиции – «вообще его не смотрю»), а, вместе с тем, и восприятия телевидения как источника информации. В других, наиболее частотных случаях,  для регулярных и периодических пользователей телевизор выступает средством «развлечения», возможности отдохнуть, приятно провести или даже «убить» время/вечер. Для третьих, как ни странно, работающий «экран», в лучшем случае, фон (а что тогда фигура?). Но чаще – неиссякаемый «источник» прокрастинации (единственно возможный источник снятия тревожности и психологического напряжения, очередной способ «ухода от реальности», «наркомании без наркотиков» и т.д.?). Необходимо отметить и то, что, подчас, само телевидение, не «позиционирует», не позволяет воспринимать себя полноценно в качестве источника информации.  Несущие в себе информацию ресурсы становятся, не редко, малодоступным в силу объективных физических факторов (интересные и полезные передачи представлены и доступны, преимущественно, в вечерне — ночные часы). При этом, безусловно, мы не можем исключать телевидение как информационный источник окончательно и, закономерно, можем обратиться к вопросу об иных, альтернативных источниках. Здесь, как и ранее, необходимо определиться с позицией занимаемой кем-либо воспринимающим по отношению к ракурсу восприятия телевидения. Рассматривая вопрос с одного из ракурсов, в котором телевизор, для субъекта восприятия, есть источник с ограниченными информационными возможностями (данные предоставляются в ограниченном количестве, в строго ограниченное и конкретно обозначенное по продолжительности время), можно говорить об интернете, как альтернативном ресурсе информации. Очевидно, нет необходимости рассматривать все те, известные нам, возможности интернета, которые, в определенной степени, можно назвать безграничными – вернемся к этому в конце статьи. Если, смотря со второго ракурса, субъект говорит о телевидении как источнике, который априори не воспринимается им в качестве информационного ресурса, то, в противопоставление ему мы можем рассматривать книги и литературу, на чем, так же, мне не кажется необходимым задерживать много внимания. Важным и необходимым информационным источником, на мой взгляд, является искусство. Через искусство человек получает особый вид чувственно-образной информации. Картина или поэма, гравюра или сюита, воспринятые и принимаемые – всегда какой-то новый нюанс и взгляд, какая-то новая грань окружающего, постигаемая посредством преломления, сквозь внутреннее, очень личное, субъективное. Ещё одним, не требующим быть названным, но, в то же время, ускользающим от прямого понимания (при этом невероятно важным, ценным и, на мой взгляд, базовым, незаменимым, основным) источником информации является общение и коммуникация. Диалог, коммуникация  – вот основной источник информации не только и не столько о мире, но и о самом себе. Закономерным и цикличным, в данном контексте, кажется выражение — «всё новое это давно забытое старое». Когда-то очень давно, коммуникация выступала основным источником получения информации и знаний о мире (вспомним, к примеру, времена Сократа и его самого). Мне кажется, что сейчас, в эпоху молниеносно развивающихся, а не редко — просто множащихся технологий, мы открываем, а, может быть, наконец-то позволяем себе увидеть этот источник информации по — новому.  С каждым годом появляются альтернативные и всё более оригинальные формы передачи и получения информации посредством, в том числе, коммуникации (от вебинаров до всевозможных приложений для передачи информации) и, кажется, называть интернет источником информации, в данной связи, не представляется объективным. На мой взгляд, он представляет собой только  средство получения информации, некую особую форму интериоризированной, переведенной (например, в графическую или знаковую, в зависимости от целей) систему коммуникации. Основной источник информации — люди вокруг нас. Иногда они могут быть газетной заметкой или почтовым объявлением, но, иногда, если присмотреться (если найти того самого) – картиной, поэмой, энциклопедией. Я думаю, общение и коммуникация это намного более новый источник информации, нежели мы сознательно способны заметить и наша задача — научиться видеть и набраться смелости «узнавать».

Оставить комментарий