Экологическая фольклорная педагогика Заудета Хусаинова

В конце декабря 2017 года в Казанском книжном издательстве опубликована уникальная книга «Русско-татарский географический словарь».

222

Автор книги Заудет Абдуллович Хусаинов, профессор кафедры теории и методики географического и экологического образования Казанского (Приволжского) федерального университета. В словаре на базе 4 000 понятий охвачена научная терминология, касающаяся социально-экономической, политической географии и экологии, различных естественных и социально-гуманитарных аспектов географии и экологии Республики Татарстан и др.

Хусаинов начал свою работу учителем сельской татарской школы Дрожжановского района РТ. Затем, работая уже директором этой школы, он длительное время преподавал в КГПУ. В 2008 году защитил докторскую диссертацию на тему «Концептуальные основы формирования экологической культуры школьников: этнопедагогический аспект». Особенностью научной и педагогической деятельности Заудета Абдулловича является его увлечение экологией и этнопедагогикой. Он разработал концептуальные основы формирования экологической культуры учащихся в национальной школе Татарстана, что было отражено монографии «Экологическая культура учащихся национальной школы» (Казань, Изд-во КГУ, 2005). Руководствуясь концепцией «всеобщей экологии», которая интегрирует природную экологию с экологией человека, социальной экологией и экологией культуры, он развил социально-психологические, нравственные и культурно-исторические принципы формирования экологической культуры молодого поколения. Как учитель-практик, директор школы и ученый-теоретик вуза, Хусаинов показал возможности использования достижений этнопедагогики, которая способствует, с одной стороны, приобщению учащихся к национальной татарской, русской, башкирской, чувашской, марийской, удмурдской и др. культурам региона, а с другой стороны, через экологические моменты в лексике, традициях, праздниках, обычаях и обрядах народов приобщает детей к общечеловеческим ценностям, к пониманию связей между народами и национальными культурами.

Заудет Абдуллович активно и успешно использует в своей деятельности разнообразные фольклорные формы, говорящие о необходимости бережного отношения к родному краю, окружающей природе – это пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и т.д., переходящие от поколения к поколению народов Татарстана и, прежде всего, татарского народа.

Задача учителя – направить в нужное русло и привести в систему все то, что ученик получает и усваивает в форме этноэкологических знаний на уроке из учебников, дополнительной литературы, из средств массовой информации, Интернета, от родителей и других окружающих его людей. Психологическая направленность уроков и внеклассных мероприятий по естественным, гуманитарным предметам, видение взаимосвязи человека с природой на основе этнопедагогики, принципа природосообразности, теории естественного воспитания и проблемного обучения позволяют учащимся осознавать, что они сами являются частью природы. Только чувствуя свою слитность с окружающей природой, они начинают понимать важность этнопедагогических знаний, значение собственных возможностей в облагораживании природы, а это уже освоение экологической культуры. При этом учащиеся приобретают навыки бережного отношения к природе и выполняют работы по оптимизации окружающей среды своего района, города, школы, гимназии и т.д.

Закрепленные посредством языка в устной или письменной форме, этнопедагогические знания  передавались из рода в род и усваивались молодым поколением, в чувственно воспринимаемой образной форме. У татарского народа этноэкологическое содержание проявляется в обрядовых действиях – своеобразных хороводах с переплясами, исполняемыми на мелодии припевов. Они исполняются на молодежных посиделках и как жанр имеют длительную историю. По содержанию игры тесно взаимосвязаны с природой края. Например, юноши и девушки, выстроившись в два ряда против друг против друга, поочередно исполняют куплеты избранной песни – “Җимчәчәк” («Весенний цветок»), “Челтәр элдем читәнгә” («Повесила кружева на плетень»), “Зәлилә” («Залиля») и др. Для игровых песен татар характерна так же связь с ранними обрядами встречи нового года – «Нәүрүз» («Науруз»), со свадебными, обрядовыми играми молодежи во время посиделок «Аулакөй» и во время коллективных работ – “Өмә” («Омэ»). К сожалению, в современном  татарском быту игровые песни звучат редко, в основном во время национального праздника – Сабантуя.

Приведем некоторые фольклорные этноэкологические максимы, систематизированные и успешно используемые профессором Хусаиновым в его многочисленных эколого-педагогических работах:

“Өй янындабакчаңбулса, сандугачбик теләп килә” –  «Около дома сад – соловей станет желанным гостем»;

“Агачутырттыңмы, сининде хөрмәтле кешебулдың” –  «Посадил дерево – стал почитаемым человеком»;

“Кое кибепбетмичә, без суның кадерен белмибез” – «Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец»;

“Чиста агымсу – үзе дару” – «Текучая чистая вода – само лекарство».

Словарь Заудета Хусаинова, безусловно, будет полезен не только учителям школы, но также широкому кругу лиц, интересующихся подобной тематикой. Следует особо отметить, что он будет хорошим подспорьем и для переводчиков, поскольку даёт не только выражения в их экологическом, географическом контексте, но и раскрывает соответствующий культурно-исторический пласт.

 

Алия Каримова, поэт, переводчик, член СП РТ, Лауреат Казанской литературной премии им.М.Горького и Государственной премии РТ им.Г.Державина

Натан Солодухо, д.ф.н. профессор, заведующий кафедрой философии КНИТУ-КАИ, член СРП, действительный член Российской экологической академии, Заслуженный деятель науки РТ

Оставить комментарий