БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ

Спортсмены возникают, вырастая

из тренера, как ветви из ствола.

Час грянул! Чемпион на пьедестале!

А тренеру – негромкая хвала.
Р. Рождественский

У всех будущих суперменов и олимпийских чемпионов которых сегодня обожают миллионы, всегда был и есть рядом ТРЕНЕР, который неспешно и осторожно держал своего питомца за руку и как большой друг и наставник целенаправленно вел к победе, делал спорт для него единственным откровением, заставляя даже слезами бессилья и обильным потом добиваться признания и штурмовать рубежи рекорда.

Одним из таких замечательных и удивительно добрых людей является опытный спортивный наставник, талантливый педагог, отличник народного образования, заслуженный учитель школы РСФСР с 50-летним стажем Равиль Гумерович Усманов. Он бесконечно влюблен в свое дело. Уровень его компетентности и профессионального мастерства способны удивить, восхитить и зажечь даже самого равнодушного человека. Он умеет направить любого на достижение поставленной цели, на постоянный самостоятельный поиск истины.Безымянный

Еще будучи студентом Казанского государственного педагогического института, факультета физвоспитания и спорта, Усманов стал работать учителем физической культуры в казанской национальной средней школе №35. Этой школе он отдал 30 лет. В то время школа не имела ни спортивной площадки, ни необходимого для занятий физической культурой спортивного инвентаря и оборудования. Предмет «физическая культура» здесь не пользовался должным уважением и вниманием.

Для того чтобы изменить подобное положение вещей, необходимо было прежде всего заручиться поддержкой педагогического коллектива школы. Директор вынесла этот вопрос на расширенный педсовет. Начали со спортивной формы. Учителю физкультуры, классным руководителям пришлось провести большую разъяснительную работу среди родителей, прежде чем дело сдвинулось с места.

Немало энергии и энтузиазма пришлось вложить в оборудование спортивной площадки. Силами учащихся, родителей, шефов была оборудована и лыжная база. Все это позволило повысить качество уроков и расширить внеклассную физкультурно-массовую работу. Большая и трудная работа дала хорошие плоды. Доклад Равиля Гумеровича на тему «Внеклассная спортивная работа школы №35» экспонировался на ВДНХ в Москве и занял призовое место. В журнале «Совет мэктэбе» публиковались его статьи по вопросам физвоспитания.

Опыт работы педагога был обобщен в 1970 году Ф.Д.Шарифуллиным в брошюре «Если хочешь быть здоровым», изданной под рубрикой «Маяки просвещения». Талантливый педагог, Р.Г.Усманов всегда работал над передовой методикой, мастерски проводил уроки, 20 лет руководил методическим объединением учителей физвоспитания района, в течение многих лет являлся руководителем педагогической практики студентов КГПУ с факультета физического воспитания и спорта, часто выступал с докладами на республиканских педчтениях. Многие его ученики стали мастерами спорта, оканчивали факультет физвоспитания КГПУ.

Равиль Гумерович всегда уделял большое внимание трудным подросткам, вовлекал их в занятия спортом, они всегда помогали ему во внеклассной спортивной работе. Большинство школьников ведут малоподвижный образ жизни, часами сидят у телевизора или в Интернете. Отсюда у многих гипертония, ожирение, диабет, нарушение зрения и осанки. Когда-то академик Евгений Чазов отмечал, что здоровье школьников на 80% зависит от физической культуры. Понимая эти актуальные проблемы, Равиль Гумерович, перейдя в 1986 году на работу в специальную (коррекционную) школу-интернат №4 г.Казани для детей с ограниченными физическими возможностями, начинает активно проводить консультации по проблемам школьного физического воспитания и реабилитации ребят с церебральным параличом. Он работает в тесном контакте с врачами, родителями, инструкторами по лечебной физкультуре, создает для ребятишек очень доброжелательный микроклимат.

Любовь к педагогической работе, трудолюбие, постоянное стремление к повышению своего идейно-теоретического уровня и педагогического мастерства помогли Равилю Гумеровичу стать творчески работающим учителем. Он является составителем учебной программы в соавторстве с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры теоретических основ физического воспитания КГПУ Р.Х.Яруллиным по предмету «Физическая культура» для учащихся специальных школ с ограниченными физическими возможностями. Эта программа утверждена Ученым советом ИПКРОФТ. Гигантские усилия, энтузиазм и природный оптимизм, терпение и умение преодолевать любые трудности позволили Усманову развивать на уроке самостоятельность и инициативу больных детей: инструкторская практика, взаимная страховка, помощь и судейство.

Ребятам очень нравится разработанный учителем высшей категории Р.Г.Усмановым комплекс подвижных игр и прикладных упражнений с использованием видеофильмов, популярной ритмичной музыки и танцев. Личность педагога невероятно повысила интерес больных детей к лечебной физкультуре, установился творческий контакт через игры на свежем воздухе. Опыт работы Равиля Гумеровича сегодня активно осваивают учителя физкультуры коррекционных школ со всей республики, он по-прежнему активно выступает с докладами, пишет научные статьи, щедро делится секретами мастерства с молодежью.

Ежегодно, согласно плану воспитательной и спортивно-оздоровительной работы, проводятся соревнования по футболу, баскетболу, шахматам, настольному теннису. 23 февраля ежегодно устраивается праздник, посвященный Дню защитника Отечества. В конце учебного года проводится традиционный «День здоровья» с выездом всего коллектива на природу. Благодаря Усманову, интернат №4 постоянно занимает высокие места в соревнованиях, организованных спортивным обществом инвалидов России и Татарстана. Его большая педагогическая работа не осталась незамеченной. Р.Г.Усманов – отличник народного образования (1973), заслуженный учитель школы РСФСР (1976), отмечен Грамотой Президиума Верховного Совета Татарстана (1970), награжден медалью «Ветеран труда». Сын Равиля Гумеровича Тимур тоже стал педагогом, успешно преподает английский язык в КГПУ. В этом году Тренер и Педагог отмечает свое 80-летие. Года бегут, а он все так же бодр, молод душой и остается уникальным примером для подражания.

 

Оставить комментарий