Берлин передал Варшаве революционера из Казани

Publik art проект «Родченко. Арт революционер из Казани» открыл свой  международный тур в День России.

12 июня в Русском Доме науки и культуры Берлина был представлен Publik art проект «Родченко. Арт революционер из Казани». По просьбе немецкой стороны  экспонирование выставки было продлено еще на неделю до 18 сентября. Сегодня проект, посвященный творчеству художника Александра Родченко, который получил образование в Казанской художественной школе, с успехом продолжает свой тур в европейских столицах.

«Родченко невероятно популярен на западе. А у нас, к сожалению, его творчество очень мало знают в стране. Хотя в Москве в парке Зарядье, это новое пространство, на основе его идей сделаны какие-то зоны, сувениры. В Берлине состоялись две выставки, посвященные русскому авангарду, одним из основных был Родченко. Целый зал был посвящен столетию русской революции», – рассказал один из организаторов выставки – директор дома моды Katya Borisova Сергей Борисов в редакции журнала «Идель».

Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 он окончил Казанское приходское начальное училище. В 1911—1914 учился в Казанской художественной школе у Николая Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве.

«Он учился у Фешина в нашем художественном училище, но мы не показываем посетителям нашей выставки картины Родченко, их можно найти в Интернете. Конечно же, мы взяли его картины, и художники сделали их современное прочтение. Если я вам покажу, вы скажете: я видел, но не знал, что это Родченко», – сообщил Борисов, напомнив, что знаменитый «ракурс Родченко» – фото Шуховской башни, плакат «Крик Лили Брик» видели все, но не все помнят автора.

«Его жена – она одна из первых модельеров массовой одежды. Фешин, Урманче, Губайдуллина – это тоже авангард. Мы берем картину, на фоне этой картины дизайнер шьет платье, фотограф делает современные фотографии. То есть, Андрей Богданов использует художественные приемы, композиционный ракурс. Музыка специально написана в стиле конструктивном, потому что в 20-е годы и в музыке тоже был прорыв. Вот такой перформанс, и мы ушли от стены, то есть картины висят не на стене, а выставлены в кубах, люди ходят вокруг, как в лесу», – рассказал собеседник журнала.

Как известно, помимо живописи и графики художник занимался пространственными конструкциями. Первый цикл «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918, из плоских картонных элементов), второй – «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921, свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм), третий — «По принципу одинаковых форм» (1920—1921, пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу). В 1921 году он подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству».

В 1930 году Александр Родченко стал одним из организаторов фотогруппы «Октябрь». В 1931 на выставке группы «Октябрь» в Москве в Доме печати выставил ряд дискуссионных снимков — снятые с нижней точки «Пионерку» и «Пионера-трубача», 1930; серию динамичных кадров «Лесопильный завод Вахтан», 1931 — послужившую мишенью для разгромной критики и обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами «пролетарской фотографии».

Рекламные плакаты А. Родченко удостоены серебряной медали на парижской выставке 1925 года Родченко принадлежит авторство панно на Доме Моссельпрома в Калашном переулке в Москве.

Теперь  казанский Publik art проект  принимает Варшава, где 25 сентября в Российском центре науки и культуры состоялась торжественная презентация. На событие собралось две сотни человек, в числе которых были представители Посольства России, МИД Польши, представители творческих кругов. Книга отзывов, заполняемая три месяца благодарственными откликами на немецком языке, теперь активно принимает записи на польском.

Успех выставки в Берлине наглядно продемонстрировал интерес искушенного европейского зрителя к культурному наследию Татарстана.  Далее выставку ждут другие европейские столицы. Как признался Сергей Борисов, организаторы проекта стремятся показать всему миру этот проект, рассказать о Казани, Татарстане. «Мы хотели показать, что эта уникальная многонациональная и поликультурная земля рождает не только сабантуи, но и высокоинтеллектуальное искусство», – сказал он.

В Варшаве экспозиция будет находиться два месяца, а потом она переместится в Париж. В столице мировой моды казанцы представят арт-проект 27 ноября.

Как считает организатор проекта, русский конструктивизм – это то, что в копилку мирового искусства привнесла именно Россия наряду с итальянским ренессансом. «Кстати, поп-арт – это отрасль нашего конструктивизма, инди-рок вырос из нашего конструктивизма. У нас есть другой проект – “Баки Урманче”. Урманче боготворил Тукая, у него стихи, посвященные ему. Казанский модельер Катя Борисова сшила платье, которое называется «Стихи». Это высокая мода. В нашем проекте по Баки Урманче мы делаем и носибельные платья, мы говорим о том, что татарская культура очень многогранна», – рассказал директор дома моды.

Экспонирование выставки «Родченко. Арт революционер из Казани» стало возможным благодаря поддержке Мэрии г.Казани и Министерства Культуры РТ.

подготовка к эскпозиции в Варшаве

подготовка к эскпозиции в Варшаве

d36ac378-3d0e-4063-9512-d41f16c2b4c8 e16b5c33-f91a-4379-8ff4-f66c7d8de37a img_0003a img_0021a img_0050a img_0120a img_0137a img_0179a img_0206a

Работа Кати Борисовой

Работа Екатерины Борисовой

работа Кати Борисовой

работа Екатерины Борисовой

работа Кати Брисовой

работа Екатерины Борисовой

Оставить комментарий