Антон Райхштад «Чугунный веер»

Можете ли вы представить, чтобы чугун стал материалом для украшений? На выставке «Итоги всех веков» в Музее-заповеднике «Казанский Кремль» есть тому несколько примеров!

…  В 1820-е годы благодаря «Шильонскому узнику» Байрона и романам Вальтера Скотта европейское общество охватило увлечение всем «готическим». Готический стиль стали использовать повсеместно: в проектах интерьеров, архитектуре, но быстрее всех на изменения в обществе и стилях реагировала женская мода.
Последним штрихом в образе модницы начала 19 века был веер. Ажурный чугунный веер, с черными пластинами и готическим орнаментом, вероятно, изящно смотрелся бы на фоне голубого или белого шелка, дополняя образ и делая его загадочным.
Своеобразной курьезной данью готике стали появившиеся в 1820-е годы чугунные веера бризе, изготовлявшиеся в Берлине и экспортируемые в Россию. Возникновение моды на чугунные дамские украшения, в число коих входили также серьги, ожерелья и браслеты, было обусловлено событиями антинаполеоновских войн 1813–1814 годов, во время которых многие знатные дамы жертвовали свои драгоценности на возрождение прусской армии.
Производство ювелирных изделий из чугуна достигло своего пика в 1813-1815 годах, когда принцесса Марианна Прусская обратилась ко всем женщинам Пруссии с просьбой отдать свои золотые украшения для финансирования восстания против Наполеона во время Освободительной войны в обмен на брошь или кольцо из железа с надписью «Я отдала золото за железо».  Берлине начали производить ювелирные изделия из чугуна, по изяществу и тонкости работы действительно не уступавшие золотым и серебряным вещам. В результате оккупации Берлина французами техника этого виртуозного литья распространилась в Париж, а затем на всю Европу и Америку.
Впрочем, этот аксессуар скорее декоративная, нежели функциональная  вещица. Трудно представить себе даму, которая всерьез смогла бы обмахиваться таким веером. Вес чугунных вееров был чересчур велик для использования их по прямому назначению, к тому же ажурные чугунные пластины не направляли поток воздуха.
Мода на подобные изделия продержалась до 1840-х годов. Хотя спустя два столетия эти вещи выглядят невероятно актуально…
Увидеть великолепие Российской империи XIX века можно на выставке «Итоги всех веков» в центре «Эрмитаж-Казань».

Оставить комментарий