Алия Хаметова: «Я очень радею за сохранение своего языка»

Наша юная современница не только рифмует и рисует, но и изучает иностранные языки, занимается восточными танцами, декоративно-прикладным искусством и грезит о путешествиях. Родной татарский язык постигает по стихам Тукая и Джалиля.

Алия Хаметова родилась 29 августа 2002 года в городе Зеленодольск в Татарстане, там же окончила художественную школу. С 2017 года оттачивает поэтическое мастерство в литературном объединении «ЮЛА», где изучает теорию литературы и выступает на публике со своими стихотворениями. Лауреат конкурсов в области поэзии и изобразительного искусства.

img_9220

Мой первый карандаш был для рисунка, а не для стихов. Дни мои в детском саду были такие: я приходила, карандаш в зубы и рисовать. Все время. Везде. И родители решили отдать меня в детскую студию «Семицветик» при Зеленодольской художественной галерее. Затем я поступила в художественную школу, которая находится в том же здании. Помню, на вступительных экзаменах: все маленькие и стоят взрослые натюрморты, статуи. Волнение было, но у нас все получилось, благодаря педагогам, они такие добродушные. У нас замечательные директора! Первый, при котором я училась, это Крылов Анатолий Валентинович, а второй – его ученик Царев Сергей Владимирович. Спасибо им! Благодаря моим первым педагогам, я выбрала свой путь.

Однажды я нарисовала одно красивое здание – это мечеть Кул-Шариф во всех деталях и подробностях. Немножечко гипер-реализм, реализм. В художественной школе мне сказали: технически у тебя все идеально, но неужели ты не можешь взять простую вещь и из нее сделать что-то новое? Это уже шедевр, а я его просто повторила. А мой учитель из обычного уличного ведра сделал ведро, которое отражало 70-е годы, эту картину приобрел музей. И это мне урок, что из ничего можно сделать что-то. Считаю, что так должно быть и в литературе, и в музыке.

Я в прошлом году закончила художку, и нам предложили продолжить обучение, чтобы подготовиться к поступлению в профессиональные учебные заведения. А нынешним летом я буду поступать в художественное училище в Чебоксарах или в Санкт-Петербурге.

Наш город принимает участие во всех ближайших конкурсах, фестивалях. Сначала я попробовала в Казани, потом уже в Чебоксарах, потом в Йошкар-Оле. Эти конкурсы проходят в самих училищах, туда и из Питера приезжали дети. Мне очень понравились Чебоксары, в прошлом году у меня там была большая победа, первое место мне досталось. Был межрегиональный конкурс по рисунку, где использовались мягкие материалы и карандаш. Я выбрала мягкие материалы и нарисовала рисунок «соусом». Соус – это прессованный пигмент, его можно и крошкой сделать, и как акварель разбавить водой, потом всухую дорабатывать, туда добавить немного угля, немного сепии, смешанные материалы. То есть, это универсальный материал, и мне с ним интересно работать.

Один из моих преподавателей закончил графический факультет Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Он нас натренировал, и мы поехали покорять город на Неве. В этом году меня одну отправили туда на день открытых дверей – в Санкт-Петербургское художественное училище имени Рериха. Я там была впервые, ходила с широко раскрытыми от удивления глазами. Мне там очень понравилось. Если получится (вдруг?!), то может, поступлю и туда.

Каждый вечер мне родители читали сказки на ночь, мне очень нравилось. Я научилась читать уже с шести лет. Однажды у меня во сне какое-то стихотворение промелькнуло, я проснулась и быстро его записала. Конечно, там не было хорошей рифмы, не было ритма, размера, ничего такого. Кажется, оно было о дружбе. Оно потерялось, конечно, но с тех пор я стала записывать свои стихи. Сначала они были детские и наивные, скажем, про деревню, в которой я гостила, про горы – это моя любимая тема. Обожаю горы Памира в Киргизии!

Как-то раз в галерее (Зеленодольская художественная гаерея, – прим. ред.) я была волонтером, помогала детям с карандашами, с красками. Директор галереи пригласила Алену Владимировну Жилкину, руководителя литобъединения «ЮЛА». На тот момент ЛитО было еще совсем молодым, но там уже были дети, которые представляли свое творчество публике.

Алена Жилкина – руководитель ЛитО «ЮЛА»: «Первое мое знакомство с Алией Хаметовой произошло в начале мая 2017 года в художественной галерее на мероприятии для детей. Юные поэты из нашего ЛитО выступали, и она заинтересовалась нашей деятельностью. После знакомства Алия прислала мне свои произведения, и мы стали над ними работать, а первое ее выступление (уже в составе лито) состоялось две недели спустя на Ночи Музеев в художественной галерее.

Поскольку летом ЛитО на каникулах, то активно посещать наши заседания Алия начала с сентября 2017 года. Алия очень работоспособная. Она понимает, что над произведением нужно работать для того, чтобы оно имело успех у читателей. Она много читает, постоянно расширяет свой кругозор. Не боится экспериментировать со словом, но старается сделать так, чтобы эксперименты были красивы и благозвучны».

С тех пор я посещаю занятия в «ЮЛЕ», к нам приходят и журналисты, и поэты, и прозаики. Еще к нам из Волжска приезжал поэт Эдуард Станиславович Платонов. Когда к нам приезжают поэты, Алена Владимировна нам велит принести свои труды для разбора. Есть поэты, у которых идеальная рифма, есть те, у кого точный ритм. За год я узнала очень много. Это мне очень помогло впоследствии. Мы ездим часто в Казань. В прошлом году мне посчастливилось побывать в музее Горького в ЛитО имени Зарецкого. Тогда я в первый раз «вышла в свет», познакомилась с поэтами. Я узнала столько новой информации! Очень было интересно познакомиться с новыми жанрами, с новейшей поэзией.

Вообще, очень интересно сравнивать древность и современный мир. До этого я не имела никакого дела с современными поэтами, я даже нее знала, что такие есть. В силу своего юного возраста, может быть, не читала современных книг. Я читала более древних поэтов – Серебряный век, на них училась. А сейчас добавились и современные. Первая из них – это Алена Владимировна Жилкина. Я так полюбила ее стихи! Она сейчас работает над анациклами, даже статью опубликовала. Анациклы – это стихотворения, которые можно прочесть сверху-вниз слева направо и точно так же – наоборот. И все будет красиво рифмоваться. Стихотворения-тавтограмма – это все строки начинаются с одной буквы. У меня есть тавтограмма на букву «С». И таких жанров поэзии очень много, масса всего интересного, если попробовать, акростих, аллитерационный стих. И мне интересно творчество Брюсова. Он, конечно, не современный, но он тоже экспериментатор.

Простые городские стихотворения в соцсетях меня не очень привлекают. Есть поэты, которые не учитывают тонкости поэзии, не изучают теорию. Я больше за то, чтобы вдохновение шло по пути с теорией, чтобы все было гармонично, чтобы легко читалось.

Меня очень привлекает творчество Игоря Царева, его не стало лет пять назад, но творчество его останется на века. Стихотворения атмосферные. Знакомство с японским хайку у меня началось с творчества Наили Ахуновой. Уложить в три строчки глубокий смысл – я бы так не смогла. Потом меня начала интересовать поэзия казанских поэтов – Филипп Пираев, Борис Вайнер, Валерий Орлов, Сергей Карпеев. Из Волжска многие, Йошкар-Олы, из Санкт-Петербурга. Через портал «Стихи.ру» знакомлюсь с ними.

Наиля Ахунова – руководитель ЛитО имени Гарифа Ахунова: «С Алией Хаметовой я познакомилась, когда была членом жюри Фестиваля авторской песни им. Стаса Аршинова в Зеленодольске в прошлом году осенью. Она участвовала в номинации «поэзия». И мне понравилась своей многогранностью: хорошо рисует, у нее прекрасные акварели и графика, интересный начинающий автор в плане поэзии, думающий нестандартно подросток, много читает, судя по всему. Обаятельная девушка… Приезжала к нам на занятия ЛитО из Зеленодольска – ко мне и к Борису (Вайнеру, руководителю ЛитО им. М. Зарецкого – прим. ред.). Затем она успешно принимала участие в двух наших турнирах чтецов: под эгидой ХХ Открытого инклюзивного молодежного фестиваля им.В.Тушновой-2018, а также в зональном Турнире чтецов в Зеленодольске в рамках Первого Республиканского фестиваля «Хазинэ-2017» им. Гарифа Ахунова. Она читала стихотворение В. Тушновой «Руки твои, Россия…». Алия мечтает, она мне говорила, стать художником-иллюстратором. Желаю, чтобы ее мечта сбылась!»

Как ни странно, у меня только два стихотворения – любовная лирика. И то они пришли только после прочтения других стихов. Просто как-то навеяло. У меня есть стихи про горы, посвящение нашему Заводу имени Горького, который славится везде, Зеленодольску, галерее. Навеет вдохновение, я своему учителю посвящу. Если нет вдохновения, я не буду специально напрягать мозги для одной темы. Над стилями и жанрами я особо не парюсь. Иногда у меня получаются стихи в стиле Блока, или сентименталистов, футуристов, иногда – александрийских стих.

Я считаю, что должны люди писать, пробовать, ошибаться, а вдруг спонтанно что-то получится новое, интересное и захватывающее?! Надо выплескивать свое вдохновение. Я считаю, что из кучи стихотворений можно найти один шедевр. Так же, как в живописи. Твои наброски – это тренировка, а один из этих набросков может быть шедевром, который ты уже никогда не повторишь. Надо сравнивать свои прежние стихотворения с новыми, и те, что блекнут, отодвигать в сторонку.

Должны появляться какие-то инновации в сфере поэзии, однако нельзя забывать историю. Я считаю, что сначала нужно научиться классике. Как у нас говорят в художке, сначала научись рисовать головы, натюрморты, а потом пиши квадратики, кубики, все, что душе будет угодно. Также в поэзии необходимо пройти по пути классических поэтов, а потом искать свой путь, изобретать новый язык, чтобы не было однообразия. Самому будет приятно, если ты не плагиатишь какие-то фразы. Нельзя чужие шедевры делать еще раз шедеврами. Нужно уметь сделать из пустоты что-то.

Все взаимосвязано, все таланты едины. Я смотрю на картины, у меня рождается стихотворение, я читаю стихотворение, у меня перед глазами – картина. Допустим, я слушаю Баха, и луну, и звезды и рисую картину об этом. Все взаимосвязано.

Мои родители татары, но родились в Оше в Киргизии, там познакомились. А я здешняя. Папа по образованию программист, а мама – экономист. Они переехали в Зеленодольск после свадьбы, стартовали на заводе имени Горького. Хотя они хотели, чтобы я тоже пошла по технической профессии, программирование, например, но увы – я с самого детства тянусь к культуре. Не зря же меня судьба привела в наше литературное объединение, возглавляемое Аленой Владимировной Жилкиной.

img_9287

Зеленодольск – такой маленький уютный город. Здесь все друг друга знают, все на виду. Все тянутся к какой-то одной вершине. Держатся в строю своими талантами, активностью. Казань мне очень дорога, такой прекрасный город, но Зеленодольск – мой родной дом, я очень рада, что мои родители выбрали именно его когда-то. Через семь лет после моего рождения у меня появилась сестренка Зульфия. Она занимается плаванием, танцами и изучением английского языка.

img_9359-1

Нас называют поколением гаджетов. Да, из статьи в Википедии я узнаю что-то новое, но ничто не заменит живого общения, где ты набираешься куда больше живого опыта. Гаджеты всего лишь – помощники в повседневных делах, они могут опубликовать мое стихотворение, но они не могут мне сказать, где и какие у меня ошибки или похвалить. Поэтому я считаю, что мы должны общаться больше. Игры только все портят, отвлекают от жизни. Я не хочу зависеть от гаджетов. Сейчас у нас такой век, многие просто не успевают верить. Жизнь пролетает. Но я считаю, что вера должна быть, даже если ты не принадлежишь к какой-то конфессии. Мне кажется, где-то внутри у каждого есть вера в бога.

Мои родители приверженцы мусульманской культуры, традиционной для татар. Я их поддерживаю в этом. Но с родным языком у нас туговато. Во-первых, у меня лично не достаточное образование. Родители же жили в Киргизии, там больше киргизский был в ходу. Они там татарский не изучали, а наши предки, родственники, которые переехали туда, они знали татарский, но в киргизском обществе это все растерялось. Поэтому они говорят на смеси татарского, узбекского, казахского и киргизского.

Меня определили как татарку и записали в татарскую группу в школе. Я прихожу туда и ничего не знаю. И нам начинают объяснять уже не алфавит, а что-то посложнее, грамматику. Говорят только на татарском, а там многие не понимают. Родились в татарских семьях, но знают только русский. И поэтому у нас образование такое плохое. Когда пришел черед сдавать экзамен, нас все запугивали устной частью, написанием изложения, говорением. Был ужасный стресс!

Я очень радею за сохранение своего языка, читаю татарских поэтов. Но если будет такое образование, то ни о каком экзамене и речи быть не может. Когда решили, что должен быть экзамен, не учли, что дети с такой подготовкой не смогу осилить такие испытания по татарскому языку. Поэтому я даже рада, что отменили татарский экзамен. А татарский я все-таки продолжаю учить, как попадется, у нас родственники – татары. Потому что это – наш родной язык, наше все.

Габдуллу Тукая и Мусу Джалиля я читаю на татарском. Сказки и стихи Тукая иллюстрировала. У Мусы Джалиля мое любимое стихотворение – это «Дуб» («Имэн») и «Красная ромашка» («Кызыл ромашка»). Ромашка, которая испачкалась в крови солдата, погибшего на поле боя. Это мое любимое стихотворение. Конечно, «Моабитские тетради» – это наше культурное наследие, нельзя их не читать. Пока я изучаю родной язык самостоятельно.

Можно будет сказать, что моя жизнь удалась, если вокруг меня будут хорошие, позитивные, добрые люди. Я очень хочу путешествовать – в горы, на моря, другие страны, посмотреть на другую культуру, историю, потом вернуться и свежим взглядом посмотреть снова на свою историю, проштудировать ее. И это будет веселая жизнь. Друзья, образование, добро, любовь и творчество.

img_9342

Оставить комментарий