Алексей Барыкин: «Снимать кино сейчас может каждый желающий»

Технический прогресс сделал процесс кинопроизводства доступным для всех, однако у профильного образования есть свои преимущества. Казанская модель обучения кинематографистов на данный момент признана образцовой для регионов России на саммите Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи.

20139639_209495962911801_6376666959271863279_n

 Барыкин Алексей Александрович – доцент, заведующий кафедрой киноискусства и анимации Казанского государственного института культуры, режиссер, сценарист, продюсер. Член Союза кинематографистов РТ.

За последние несколько лет татарстанское кино начало все чаще и громче заявлять о себе. Во многом этому поспособствовало наличие в регионе собственного международного кинофестиваля, а также открытие Факультета кинематографии и телевидения в Казанском государственном институте культуры, ставшего кузницей наших собственных кинематографических кадров. О том, насколько эффективно татарстанское кинообразование и за счет каких ресурсов возможен взлет местного кинематографа, мы поговорили с заведующим кафедрой киноискусства и анимации, членом Татарстанского регионального отделения Союза кинематографистов России Алексеем Барыкиным.

– Алексей, как и когда появился в Казани кинофакультет?

Готовить кинорежиссеров здесь начали в 2008 году. В тот момент сюда был приглашен известный режиссер Эдгар Бартенев, уроженец Казани, но живет и работает сейчас в Петербурге и в Риге. На тот момент у него была мастерская и серьезный опыт преподавания в питерском институте культуры. Он набрал в Казани первую группу, однако спустя некоторое время понял, что не может совмещать свой плотный рабочий график с приездами в Казань, и эта группа перешла ко мне.

В момент, когда все начиналось, многие представители нашего кинематографического сообщества не верили в успех этой затеи. Они считали, что серьезная подготовка может идти только во ВГИКе, а у нас здесь – провинциальная самодеятельность. Но потом наши студенты начали получать награды на престижных кинофестивалях, и скептицизм постепенно сошел на нет. Кинокритики, приезжающие на фестиваль мусульманского кино, тоже отмечают очень серьезный уровень наших работ. Причем, оценка эта одинаково касается и игровых, и неигровых фильмов.

Официально мы готовим режиссеров неигрового кино. Это связано с тем, что получить лицензию и готовить режиссеров игрового кино по Госстандарту очень сложно. Там крайне высокие требования к техническому оснащению – необходимо иметь оборудование и павильоны определенного стандарта, а это редкий ВУЗ может себе позволить. Но в реальности мы даем нашим студентам весь спектр знаний, в том числе и по игровому кино.

– Как впоследствии эти знания применяются студентами и выпускниками КазГИК?

У нас уже было пять выпусков, абсолютное большинство из них трудоустроено по специальности. Я могу утверждать это точно, потому что мы ведем такую статистику. Есть ребята, которые уезжают в Москву и участвуют в серьезных проектах. Например, одна девочка работает помощницей Марлена Хуциева, а другая – на фильме «Кухня в Париже». Еще одна наша выпускница уехала в США и тоже трудится по специальности. Несколько ребят при поддержке института и министерства культуры республики поступили во ВГИК.

– Какое влияние на учебный процесс оказал Казанский международный фестиваль мусульманского кино?

– Первое время считалось, что студенты не потянут уровень большого кинофорума, поэтому для них был специально создан Казанский Международный фестиваль любительского молодежного и детского кино (КМФЛМДК), который каждый год проходит на базе института культуры параллельно с КМФМК. Но очень скоро убедились, что нашим студентам тесно в этих рамках. Уже в 2011 году работы  студентов были отобраны в программу большого фестиваля, а на следующий год они взяли свои первые призы. И вот, по итогам этого года можно констатировать, что среди татарстанских кинематографистов, участвовавших в кинофоруме, тотальный перевес был на стороне молодых режиссеров – они были представлены в пяти номинациях и в четырех из них взяли призы. Специальный приз Президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве» получил наш выпускник Ильшат Рахимбай за фильм  «Представь», Рустам Рашитов получил специальный приз Мэра Казани за «Неотосланные письма», приз Гильдии киноведов и кинокритиков России получила Юлия Захарова за фильм «Халима», другая наша студентка – Валерия Гиренко – взяла приз за лучший национальный фильм для детей с короткометражкой «Диагноз».

Какие задачи ставит перед собой кафедра киноискусства и насколько успешно удается их решать?

– Долгое время мы жаловались, что в девяностые и нулевые у нас выпало целое поколение кинематографистов. Мы столкнулись с кадровым голодом – это я как руководитель собственной студии говорю. Целое поколение кинематографистов не сформировалось, потому что кино не финансировалось. В результате получилось, что в районе 2008 года у нас были в большинстве своем либо ветераны киноискусства в возрасте 50 – 60 лет и старше, либо только начинающие ребята, которым еще не хватало навыков. А звено работоспособных 30-и, 40-летних профессионалов было очень узким и весьма немногочисленным. И вот сейчас удалось воспитать новое поколение, во многом не уступающее старшим товарищам в своем мастерстве. Они выпускают фильмы, которые идут по телевидению и выходят в кинопрокат, побеждают на международных кинофестивалях. «Неотосланные письма» Рустама Рашитова номинирован на ТЭФИ, получил призы различных. Это чисто молодежный проект. Фильм «Айсылу» Солтана Сунгатуллина снят силами студентов, он вышел в прокат в крупных киносетях и собрал очень неплохую кассу. Он до сих пор идет в республике и прокатчики говорят, что это востребованный фильм. Оператором этих проектов стал наш студент Руслан Касенко – это уникальный человек, он отработал на 4-х полнометражных художественных фильмах в течение одного года. Наши выпускники – Ильшат Рахимбай, Павел Москвин, Гульнара Ахметова и многие другие. Можно смело утверждать, что в республике без участия наших студентов и выпускников не снимается ни одного крупного проекта. Председатель Союза кинематографистов Татарстана Ильдар Ягафаров снимает фильм «Байгал». В качестве оператора там задействован наш выпускник Юра Данилов. В фильме «Водяная», который скоро выйдет в прокат, практически вся команда состоит из молодых кинематографистов.

– Татарстанское кинообразование востребовано в других регионах России?

Казанский институт культуры – это один из трех вузов в России, который имеет бюджетные места по кинонаправлению. Бюджетные места есть во ВГИКе, Санкт-Петербургском институт и у нас. У нас учатся не только студенты со всех регионов России. К нам приезжают из Вьетнама, Мексики, Колумбии и многих других стран.

В качестве педагогов мы стараемся привлекать людей с опытом и знаниями, тех, кто учился во ВГИКе, кто может передать свое мастерство. У нас преподают известные мэтры нашего кино, например, Валерий Севастьянов, оператор, который работал с Говорухиным, Прошкиным, Учителем. Денис Осокин – наш писатель и сценарист, лауреат международных фестивалей, с его помощью мы рассчитываем открыть сценарное направление уже в следующем году. Относительно недавно у нас появилось направление продюсирования. Причем продюсеров мы учим работать как с точки зрения производства фильмов, так и организации различных фестивалей. Первый выпуск продюсеров будет в 2018 году. А в этом году мы открыли направление анимации и компьютерной графики.

В этом году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи проходил двухдневный саммит, посвященный развитию регионального и дебютного кинематографа, где присутствовали влиятельные российские кинематографисты и представители Министерства культуры РФ. Они обсуждали разные вопросы, в том числе вопрос кинообразования в регионах. И там казанская модель образования была признана в качестве образца для внедрения в других регионах России. И в результате мы сейчас уже провели несколько мастерских в Калининграде и в Ульяновске. На очереди еще целый ряд регионов.

– Какие перспективы у татарстанского кинематографа, на какую аудиторию наше кино может рассчитывать?

– В настоящее время в число региональных лидеров по кинопроизводству входят Якутия, Бурятия, Башкирия и Татарстан. Современное региональное кино наиболее активно развивается там, где есть национальный компонент и национальный язык. Потому что есть зритель, который хочет смотреть кино на родном языке. Когда в прокат выходит фильм на национальном языке, он автоматически перестает конкурировать с фильмами из Москвы и Голливуда – это явное преимущество. Всем русскоязычным фильмам приходится конкурировать с американцами, а это очень тяжело. Соответственно, когда мы снимаем на татарском языке, у нас автоматически возникает некая зрительская ниша, на которую мы можем рассчитывать. Это может позволить фильму окупиться. Другой вопрос, что его сложно давать в прокат за пределами региона, так что ниша довольно ограничена.

– Сегодня кино можно снять даже на телефон безо всякого специального образования…

– Сейчас тот взрыв, который переживает и региональное, в том числе и молодежное кино, во многом связан с мировой технической революцией. Для кинематографа она началась с появлением зеркальных фотоаппаратов. Эта аппаратура позволяет снимать видео очень высокого качества, что дало возможность многим ребятам реализовать свои идеи при минимуме ресурсов. Раньше на кинопроизводство требовались миллионы. Сейчас можно купить фотоаппарат тысяч за сто, отснять материал и смонтировать его на домашнем компьютере – искусство кино стало доступно всем. Можно арендовать рельсы, краны, квадрокоптеры и снимать очень зрелищные кадры. Поэтому стало появляться много энтузиастов, которые снимают кино и делают это здорово. Появилось много, в хорошем смысле слова, самоучек – людей, которые обладают большой эрудицией и в истории кино, и в технических вопросах. Это то, на чем строится региональное кино во многих республиках. К счастью, в Казани есть еще кафедра киноискусства института культуры. Кафедра – это творческая среда общения. Наши выпускники теперь сами становятся руководителями мастерских в институте и приглашают студентов  на свои новые проекты. В результате возникает такая очень насыщенная,  очень увлеченная тусовка, и человек, который туда попадает, он неизбежно оказывается вовлечен в индустрию кино. Институт дает питательную среду, которая помогает сформировать необходимые навыки. К моменту выпуска важным дополнением к диплому государственного образца становится целое портфолио из учебных заданий, курсовых и дипломных работ многие из которых участвовали и побеждали в различных фестивалях.

 

Оставить комментарий