Айдар Заббаров: Гаяз Исхаки относился к своим персонажам с большой любовью

Режиссер громкой постановки «И это жизнь?..» опровергает мнение о насмешке над женскими персонажами в спектакле по прозе классика. Премьера спектакля состоялась на днях на большой сцене театра Камала.

img_9107

 13 и 14 апреля 2018 года на большой сцене театра Камала состоялась премьера спектакля «И это жизнь?..» («Тормышмы бу?..») по произведениям Гаяза Исхаки. Постановка Айдара Заббарова будет представлять камаловцев на V Международном театрально-образовательном форуме «Науруз».
Ученик мастерской Сергея Женовача впервые заявил о себе на этом форуме в 2016 году учебной работой «Собачье сердце. Чудовищная история», где играли его сокурсники по ГИТИСу, а год спустя на театральном фестивале тюркских народов был представлен его спектакль «Все плывут и плывут облака…».
Начинающий режиссер, которому еще только предстоит выпуститься из ГИТИСа в 2018 году, Айдар Заббаров уже имеет в своем послужном списке целый ряд постановок. «Беглец» по повести Льва Толстого «Казаки» вошел в репертуар Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета и стал первой театральной постановкой этой повести. На малой сцене камаловского театра второй год идет поэтический спектакль на основе произведений Хасана Туфана. А в апреле на большой сцене состоялась премьера его нового спектакля «И это жизнь?..» по повести Гаяза Исхаки.

i-eto-zhizn-1
После показа зрительница недоумевала: «В этом спектакле все “бабы – дуры”. Один положительный женский персонаж – учительница – и та осталась “за кадром”», на что услышала ответ: «Гаяз Исхаки, в принципе, к женщинам так относился». Молодой постановщик спектакля с этим мнением категорически не согласен: «Абсолютно нет! Женщины, как и мужчины, в этом спектакле – это жертвы сложившихся обстоятельств». Говоря о своем отношении к героиням, Айдар Заббаров признался: «Я отношусь к ним только с сочувствием и с добротой. Так что, мы не делили на женщин и мужчин, вообще об этом речи не было. Я думаю, Гаяз Исхаки своих героев тоже любил и жалел. Даже если где-то остро, грубовато, в любом случае это только с любовью можно делать, иначе невозможно, мне кажется».

i-eto-zhizn-2
Как рассказал режиссер в эксклюзивном интервью для журнала «Идель», работа над этим сценическим произведением началась для него с 2014 года, но при этом уточнил, что работа шла неспешная параллельно учебе и другим жизненным обстоятельствам. «Конечно, четыре года, закрывшись в комнате общежития на Трифоновской, я не сидел над этим материалом. Но я просто читал подряд все, какие-то делал пометки, записи, что-то выделял для себя. Нормально, спокойно, возникали какие-то мысли. И уже когда мы определили с Фаридом Рафкатовичем (Бикчантаевым, – прим. ред.), что мы в этом сезоне будем делать это название, я летом на месяц–два закрылся в квартире и посвятил время придумыванию даже не инсценировки, а композиции спектакля, чтобы была одна линия», – сообщил он, объясняя, что пьеса сложилась из разных произведений писателя, которые были собраны студентом ГИТИСа в единую канву.
Режиссер признается, что ему во многом помогли актерские импровизации. Как рассказали в театре, актеры охотно приходили на репетиции даже в неурочное время, ранним утром или поздно вечером. «Процесс репетиций был просто дико интересный, сумасшедшие артисты, все были легкие на подъем, столько было импровизации, столько придумывали! Если бы мы оставили все, что напридумывали, спектакль длился бы минимум пять часов. Мы его сокращали уже на финишной прямой – один из наших прогонов был около четырех часов. Но это нормальный, я думаю, процесс. Все выпало, и сложилось то, что сложилось», – заключил Заббаров.
Постановка Айдара Заббарова будет представлять камаловцев на V Международном театрально-образовательном форуме «Науруз». Рецензию на спектакль и полное интервью с молодым татарским режиссером читайте в майском номере журнала «Идель».

Оставить комментарий