Вспоминая эксперименты «Буинской Талии»

Буинский театр не перестает удивлять своей активностью. Казалось бы, только-только отшумел затеянный идеологами театрального движения Татарстана Всероссийский фестиваль «Идель – Буа – Урал. Пространство диалога», как там же, в Буинске возник другой, не менее значимый проект – режиссёрская лаборатория «Буинская Талия». И если в воздухе фестиваля (при всей его важности и нужности) явно ощутимы фимиамы праздника, то новый замысел в большей степени проникнут атмосферой эксперимента, поиском новых тем и выразительных средств.

dina-davletshina

Театровед, театральный критик, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан. Окончила ГИТИС (театроведческий факультет, курс профессора Николая Эльяша). Работала начальником отдела искусств Министерства культуры Башкортостана, заместителем директора Башкирского государственного театра кукол. Работает в Уфимском государственном татарском театре «Нур».

Является автором концепции Международного фестиваля тюркских театров «Туганлык», республиканских фестивалей «Театральная весна», и «Колонсак», проводимых Министерством культуры Республики Башкортостан. Принимает участие в работе семинаров-лабораторий современной драматургии и режиссуры. Публикуется в периодических изданиях «Страстной бульвар, 10», «Экран и сцена», «Петербургский театральный журнал», «Рампа. Культура Башкортостана» (Уфа).

 

 

Приоткрывая секреты буинской Талии

В августе 2017 года заявила о себе театральная лаборатория «Буинская Талия». Цель лаборатории – расширить представление участников о формате и возможностях современной комедии. Задачи – «перезагрузка» провинциального театра через работу с новыми режиссерами в новом формате и с новым материалом; живое общение с критиками Москвы, Петербурга, Уфы, Казани.

В первой театральной лаборатории «Буинская Талия» приняли участие режиссеры Елена Кудряшова, Тимур Кулов и Дамир Салимзянов – выпускники Щукинского училища разных лет. Им было предложено в течение недели поставить спектакли по пьесам, отобранным руководством буинского театра. В результате представлены три эскиза спектаклей: «Первое представление» — компиляция из пьес Галиасгара Камала «Первый спектакль» и «Ради подарка»; первый акт комедии удмуртского автора Валерия Шергина «Концлагеристы» и первый акт комедии «Дуры мы, дуры…» по пьесе Дамира Салимзянова.

Не трудно догадаться, что небогатый театр в российской глубинке вынужден подпитывать свой бюджет кассовым сбором. Предпочтения публики если не диктуют, то основательно корректируют репертуарную афишу, сдвигая стрелку на шкале интереса в сторону «легкого» жанра. Но легкий он только для восприятия, а вот, поди ж ты, поставь его так, чтобы и смешно, и умно. Посему буинцы, организовав новое пространство – пространство лаборатории с весьма удачным названием «Буинская Талия», занялись поиском достойных пьес и постановщиков, способных их воплотить. Для непосвящённых поясню: Талия – родная сестра музы трагедии Мельпомены – испокон веков была ответственна за комедийный жанр. В последние дни августа прошлого года эта своенравная покровительница комедиантов, показав лишь краешек туники, поманила нас на предстоящий праздник озорства, обещая в ближайшем будущем предстать во всех своих ипостасях.

Понятное дело, что за недельный срок режиссеры вместе с буинскими актерами могли создать лишь эскизный вариант спектакля. Но эти наброски оказались весьма многообещающими. Не раскрывая всех тайн, попробую рассказать об увиденном.

damir-salimzyanov-kopiya-kopiya

Известный российский режиссер, создатель и руководитель Глазовского драматического театра «Парафраз» Дамир Салимзянов в особом представлении не нуждается. Но, возможно, не всем известно, что Салимзянов является и автором драматургических сочинений. На лаборатории он представил эскиз по собственной пьесе «Дуры мы, дуры…». Оттолкнувшись от представления в технике вербатим с его монологами реальных людей о реальных проблемах, режиссер сочинил новогоднюю сказку для взрослых, предпослав ей в качестве эпиграфа подслушанную в жизни фразу «И вот я – одинокая женщина с мужем…». Раскрывая этот парадокс, Салимзянов мастерски выстраивает сюжет, сплетая воедино банальности, доведенные до нелепости, и неожиданные повороты сюжета, словесный комизм и трогательный лиризм. Замужество сильных женщин, таких как Татьяна (Г.Камартдинова) и Наиля (Р.Хамидуллина), вовсе не гарантия благополучия. А одиночество Ларисы (А.Сагеева) – вполне решаемая проблема. Во всяком случае, это утверждает автор-режиссер, преподнося на наш суд вполне оптимистичные перипетии первого акта.

kontslageristy2

За постановку остросюжетной комедии удмуртского драматурга Валерия Шергина «Концлагеристы» взялся молодой режиссер Тимур Кулов. Тему пьесы каждый в меру своего мироощущения может считывать и как расставание с нашим прошлым, и как пророчество о грядущем. Тоталитарный режим, превративший отдельную деревню в своеобразный концлагерь, изувечил всех и вся. Лишил людей не только собственного «я», возможности выражения элементарных чувств и желаний, но даже гендерной принадлежности, хаотично причислив одних к женскому полу, других к мужскому, кому как повезёт. Сатирическую комедию о свободе и несвободе, трактуемую режиссером как жесткий памфлет, артисты разыгрывают с неподдельным азартом, сквозь который просвечивают отчаяние и боль, придавая будущему спектаклю аромат трагикомедии.

В эскизе раскрылись новые грани дарования Ильфира Султанова (Педрос), проявился творческий рост Аяза Фазлеева (Акчаруд) и юного Тимура Шигапова (Томышев). Раиль Садриев, комический дар и сценическое обаяние которого очевидны, в образе Федота показал артистическую мощь, достойную больших драматических ролей. А в образе Сталкера «из свободного татарского города Агрыз» неожиданно блеснул известный московский критик Александр Вислов.

kontslageristy1

Гротеск царит и в пьесе Владимира Жеребцова «Погоня за дураком», к постановке которой приступил башкирский режиссер Зиннур Сулейманов. В респектабельном сообществе чиновников городской управы разгорается жесткая конкуренция за право называться… дураком. Виной всему причуда миллионера и его баснословных размеров премия победителю этого, с позволения сказать, состязания. Показ рабочего варианта обещает, что спектакль может произвести эффект, подобный гоголевскому «Ревизору», и подарить ряд ярких актерских работ.

Две заявки касались проекта «Театр у школьной доски». Станислав Васильев работал над эскизом по собственной инсценировке произведений Чехова, центром которой стала пьеса-шутка «Юбилей». Соединив в одном образе и банкира Шипучина («Юбилей»), и помещика Камышева («На чужбине»), и героя рассказа «Размазня», Васильев явно погрешил против правды характеров персонажей. И безобидный фанфарон Шипучин вдруг превращается в самодура-деспота, измывающегося над юной гувернанткой Юленькой и приживалой месье Шампунем. Столь вольная трактовка чеховских образов весьма сомнительна еще и потому, что цель проекта – знакомство школьников с классикой. Впрочем, разваливающийся на три не срастающихся эпизода эскиз не лишен интересных актерских находок. Хорош Вильнур Шайхутдинов в роли милого бахвала Шипучина, уморительно смешна и трогательна госпожа Мерчуткина Римы Хамидуллиной.

rezhissery-talii

В основу театральной фантазии режиссёра Ольги Кудряшовой положены пьесы Галиаскара Камала «Первое представление» и «Из-за подарка». Действо выстраивается на сочетании отрывков из означенных пьес с инфернальными мельканиями теней-духов старого театра, откровенной пародии на актера в женской роли с докладом по истории театра на школьном факультативе. И постепенно в бездонной утробе примостившегося у кулисы сундука исчезают предметы реквизита, элементы декораций, артисты. Эта метафора – ключ к контекстному посланию с прозрачным намеком на бродячую жизнь первой татарской труппы «Саяр», на всепоглощающую страсть ее актеров к лицедейству, на притягательную, по замыслу режиссера, мистическую природу театра вообще.

uchastniki-buinskoj-talii

С момента написания этого текста прошло достаточно времени, чтобы режиссёрские этюды превратились в полноценные спектакли. Состоялись премьеры «Концлагеристов» и «Погони за дураком», подтвердив фактом своего появления верность избранного пути по поиску драматургического материала и новых имен постановщиков. На очереди успешная реализация проекта «Театр у школьной доски». Целеустремленность руководства буинского театра не позволяет сомневаться в будущем успехе проекта.

Только с 10 по 20 мая подписная цена на журнал снижена на 10%.

Подписка

Оставить комментарий